Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 1)

с тугусского как возбужденный трансовый человек. У тюркоязычных народов Сибири

эта профессия называлась кам, отсюда слово камлать. У ненцев -

тадибей, у бурятов - бо, у якутов - ойуун, юкагиров - альма и т. д.

Ритуальные действия профессиональных трансовых специ- алистов - камлание или

шаманство состоит в том, что шаман одевает специальный костюм, делает специальный

для данного ритуала грим и взяв необходимые принадлежности условным сигналом

собирает своих соплеменников. Разведя специальный костер, шаман, как правило,

располагает всех вокруг огня. Произнеся положенную для данного ритуала речь,

он после, принесения жертвы начинает плясать, петь и ударять в бубен. При

этом его пляска носит особый трансогенный ритмичный характер. Язык танца -

ритм осу- ществляется специальным потряхиванием различных предметов на одежде.

Ритм потряхиваний выдерживается за счет прыжков и своеобразных приседаний

и усиливается исступленными выкриками и ударами в бубен. Постепенно ритм голоса,

потряхиваний и бубна возрастает. Шаман начинает окуривать из костра соплеменников

наркотическим дымом, который образуется в костре от специальных трав и сухих

грибов, брошенных в огонь заранее. Постепенно все втягиваются в шаманский

ритм и вначале шаман, а потом и все, без исключения, присутствующие входят

в галлюциногенный экстатический транс. Далее в зависимости от назначения ритуала,

начинается безумный трансовый обряд - лечебный, воинский, промысловый, тотемический,

религиозно- мифологический и т. д.

Центральным моментом любого вида камлания является момент вступления шамана

в контакт с духами. Мистическая способность шамана вступать в контакт с духами

земли и неба вызывает у соплеменников суеверный страх и веру в могущество

шамана. Иногда духи как бы вселяются в шамана и тогда он говорит их языком,

но чаще шаман просто ведет с ними переговоры, уговаривает их или воюет с ними

и изгоняет их из данного человека, помещения или места. Обряд может длиться

от нескольких часов до нескольких суток непрерывно, поэтому шаман в конце

обряда сконцентрировавшись на одной главной мысли впадает в глубочайший транс

полуобморочного типа с полной потерей сознания и падением в конвульсиях на

землю. Начинается его мистическое путешествие в мир иной - под землю или по

небу. В этом путешествии шаман обязательно побеждает духов и различных мистических

существ иного мира, достигает цели обряда и с победой возвращается опять на

землю, то есть открывает глаза и обретает сознание.

Считается, что сибирские шаманы обладают сверхъес- тественными способностями

- могут предвидеть, прорицать и предсказывать, могут вселяться в других людей

или животных (чаще орла), могут совершать чудесные исцеления, оживлять умерших

и др.

Нам приходилось встречаться со многими шаманами Сибири уже в настоящее время,

это очень умные и одаренные люди, как правило, носители древней культуры,

обычаев, традиций и мифологии своего народа. Авторитет шаманов до сих пор

у большинства народов Сибири очень велик.

Один чукотский шаман нам рассказывал, что он долгое время понемногу ел ядовитый

гриб мухомор. Через несколько лет съедаемая им доза была достаточно велика

и превышала смертельную в несколько раз. И тогда он стал собирав свою урину,

отстаивать ее на травах и затем использовать, как сильнейший биологически

чистый и естественный галлюциногенный лечебный наркотик. Это один из его профессиональных

фармакологических секретов, но возможно он над нами подшутил, так как ему

не нравилось наше любопытство.

Главным секретом шамана считается его таинственное мистическое наследство

- некая безумная непреодолимая сила - желание, которая вселяется в него в

молодости по наследству от предков, иногда эта сила имеет форму духа-покровителя,

но чаще она формы не имеет.

Наши личные исследования шаманизма в Сибири показали, что настоящий шаман

- это явление, которое совершенно никем еще профессионально не изучено, так

как ни один предыдущий исследователь не знаком с трансовой наукой и феноменологией,

поэтому все прежние исследования - это совершенно бес- смысленные дилетантские

описания явлений, сущность которых никому неизвестна. Мы абсолютно уверены,

что понять и объяснить загадку шаманизма сможет только