Хазрат Инайят Хан

Мистицизм звука (Часть 2)

 

Риши (санскр.) – адепты, вдохновленные. В ведийской литературе этот термин используется для обозначения тех, через кого были раскрыты различные мантры.

 

Руми – полное имя Джелал-уд-дин Руми (Рум – так называлась Малая Азия), а Руми означает человек из Малой Азии. В Турции он известен под именем Мевляна (наш Мастер). Родился в Балхе в 1205, большую часть своей жизни прожил в Конье (Турция). По образованию он был правовед и не интересовался суфизмом до тех пор, пока не встретил своего будущего учителя Шамса Табриззского в 1240 году. После чего он становится знаменитым Суфием и поэтом. Он написал сборник притч в стихах Маснави, затем Диван (Диван Шамса Табриззского). Он является основателем ордена

Мевлеви – Танцующих дервишей. Покинул плотный мир в 1273 году.

 

Саади – персидский поэт и писатель, 1184-1291. Его настоящее имя – Мусли-уд-дин (Muslih-ud-Din). Всю свою жизнь он странствовал по мусульманскому миру, был в плену у франков и возвратился к себе на родину в Шираз уже пожилым человеком. В 1257 он опубликовал сборник стихов Бустан (Место сладких запахов), а в 1258 написал произведение Гулистан (Розовый сад), где проза перемежается с поэзией. Его стихи полны доброты, юмора и скрытого символизма, часто в них он зашифровывал описание тех состояний, которые испытывает мистик на своем пути.

 

Сама (араб.) – слушание, пение, религиозный экстаз, у суфиев – музыкальная встреча, особенно в ордене Чиштия, к которому принадлежал Инайят Хан.

 

Самадхи (санскр.) – сведение вместе, союз, медитация, в которой ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования деятельности в высшее и свободное состояние сознания, одна из последних ступеней йоги. То же, что у суфиев Амаль, Хахут или Халь.

 

Санскрит – язык древней Индии, на котором написано большинство священных текстов и писаний.

 

Сангам (санскр.) – соединение, совместный приход. Священное место как для индуистов, так и для мусульман. Место в Аллахабаде (Индия), где встречаются вместе две реки: Ганг и Ямуна. У суфиев это символ объединения души с Богом.

 

Сарасвати (санскр.) – богиня, покровительница искусств.

 

Сатва (санскр.) – чистота, доброта, одна из трех гун, или трех подразделений природы.

 

Саут-е-Сармад (араб.) – вечный, или абстрактный, неизменный звук, музыка ангелических сфер.

 

Синкопирование (муз.) – звук, начинающийся на слабой доле такта и выдерживаемый на следующей за ним сильной доле, создавая тем самым ритмический перебой, вносящий в музыку остроту.

 

Сифат (араб.) – хвала, качество, атрибут. У суфиев – познаваемое, то, что познается при помощи Я, проявление. Противоположное ему – Зат.

 

Табла – индийский ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух барабанов, один из которых металлический, а другой деревянный.

 

Талиб (араб.) – искатель, исследователь (см. у суфиев мюрид), Абу Талиб – имя дяди Пророка Мухаммеда.

 

Тандева Нритья (санскр.) – индийский танец с яростной жестикуляцией, ведущий свое начало от танца Бога Шивы.

 

Тамас (санскр.) – качество тьмы, загрязненности и инертности; также качество невежества. Это низшая из трех гун.

 

Тампура – индийский музыкальный инструмент, дающий постоянный, общий тон для солирующих инструментов.

 

Тансен – 1) известный музыкант при дворе императора Акбара. Родился и похоронен в Гвалиоре; 2) титул, данный Хазрат Инайят Хану Низамом Хайдерабадским; 3) имя пьесы Хазрат Инайят Хана, опубликованной в журнале Sufi за 1916 год.

 

Транспонирование, транспозиция (муз.) – перемещение звуков музыкального произведения на один и тот же интервал вверх или вниз, при этом сохраняется лад произведения, но изменяется его тональность. Термин происходит от латинского слова transpositio – перестановка.

 

Тримурти (санскр.) – Буквально, три лика, или тройная форма – Троица. В индийском пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Но это более поздняя мысль, так как в Ведах Троица состоит из Агни – бога огня, Вайю – воздуха и Сурьи – Солнца. По существу, все три личности Тримурти являются тремя атрибутами этой вселенной, дифференцированной духо материи, само-создающейся, самохранящейся и саморазрушающейся, с целью возрождения и усовершенствования.

 

Тумбара певцы – имя, даваемое небесным девам Гандхарвам.

 

Увеличенные