Хазрат Инайят Хан

Мистицизм звука (Часть 2)

ствует лучшего средства привлечения духов с их плана свободы на внешний план, чем с помощью музыки. Они использовали различные инструменты, которые взывают к определенным духам, и пели песни, имеющие особое влияние на какой-либо дух, с которым они хотели общаться. Не существует другой подобной магии, чем магия музыки, по силе влияния на человеческую душу.

 

Человек имеет врожденный вкус к музыке, и изначально его можно видеть даже у младенца. Музыка известна ребенку с колыбели, но пока он растет в этом мире иллюзий, его ум становится поглощенным столь многими различными предметами, что он теряет ту склонность к музыке, которой обладала его душа. Взрослый человек наслаждается и высоко ценит музыку в соответствии с его уровнем эволюции и с тем окружением, в котором он был рожден и вырос; человек, живущий в пустыни, поет свои простые напевы, а городской человек – свои популярные песни. Чем более чистым становится человек, тем более тонкой музыкой он наслаждается. Характер в каждом человеке создает склонность к музыке, сходной с ним; другими словами, веселый человек любит легкую музыку, в то время как серьезно настроенная личность предпочитает классику; интеллектуал находит удовольствие в технически сложной музыке, а простак удовлетворен своим барабаном.

 

Существуют пять различных аспектов искусства музыки: популярный – то, что вызывает движения тела; технический – то, что удовлетворяет интеллект; артистический - то, что имеет красоту и изящество; взывающий – то, что колет сердце; возвышающий – то, в чем душа слышит музыку сфер.

 

Воздействие музыки зависит не только от мастерства, но и от эволюции исполнителя. Ее эффект на слушателя зависит и от его знания и эволюции; по этой причине значение музыки различно для каждого человека. У самодовольного человека нет шансов для прогресса, потому что он удовлетворенно цепляется за свой вкус, соответствующий состоянию его эволюции, отказываясь подняться на шаг выше, чем его теперешний уровень. Тот, кто постепенно продвигается вперед по пути музыки, в конце обретает наивысшее совершенство. Ни одно другое искусство не может так вдохновлять и наполнять благоуханием личность, как музыка; любитель музыки достигает, рано или поздно, самого возвышенного поля мысли.

 

Индия сохранила мистицизм тембра и тональности, открытый древними, и сама ее музыка говорит об этом. Индийская музыка основана на принципе раги, что делает ее схожей с природой. Она избежала ограничений техники тем, что приняла метод чистого вдохновения.

 

Раги получаются из различных источников: математического закона многообразия, вдохновения мистиков, воображения музыкантов, песен природы, свойственных людям, обитающим в различных частях света, и идеализаций поэтов; все это создает мир paг, называемых соответственно: paг – мужчина, рагини – женщина, путра – сыновья и бхарджа – невестки.

 

Рага называется мужской темой вследствие ее созидательной и позитивной природы; рагини является женской темой в соответствии с ее чутким и тонким качеством. Путры – это такие темы, которые были получены из смешения рагов и рагини; в них можно найти сходство и с рагом, и с рагини, от которых они были рождены. Бхарджа – это тема, которая отвечает путре. Существуют шесть рагов и тридцать шесть рагини, по шесть принадлежащих каждому рагу; сорок восемь путр и сорок восемь бхардж, – и все составляют одну семью.

 

Каждая рага имеет свою собственную администрацию, включающую мукхья - вождя, ключевую ноту; вади – короля, основную ноту; самвади – министра, подчиненную ноту; анувади – слугу, созвучную ноту; вивади – врага, диссонансную ноту. Это дает тому, кто изучает рагу, ясную концепцию ее использования. Каждая рага имеет свой образ, отличный от других. Это говорит о высочайшем полете воображения.

 

Поэты описывали музыку par точно так же, как изображение каждого аспекта жизни ясно встает в воображении интеллектуала. Древние боги и богини были просто изображениями различных аспектов жизни, и для того, чтобы учить поклонению имманентности Бога в природе, чтобы Бог был почитаем в каждом аспекте Его проявления, эти изображения были помещены в храмы. Та же идея разработана в изображениях paг, которые при утонченном воображении создают тип, форму, фигуру, действие, выражение и эффект идеи.

 

Каждый час дня и ночи, каждые день, неделя, месяц и время года имеют свое влияние на физическое и ментальное состояние человека. Таким же образом и каждая рага имеет