Хазрат Инайят Хан

Мистицизм звука (Часть 2)

разумность их аргумента, потому что совершенно верно, что в этом мире – такова сегодня жизнь – сложно передвигаться без денег. Материальные вещи в особенности, даже в духовных вопросах, нельзя делать без денег. Если бы я хотел прочитать лекцию, но у меня не было бы помещения, то это было бы невозможно. И если не было бы объявлений в газетах, то никто бы не узнал об этом и, может быть, всего лишь два или три человека были бы столь добры, чтобы прийти и слушать меня. Поэтому естественно, что человек думает подобным образом, и его не следует порицать. Но в то же время, когда мы смотрим на это с другой точки зрения, мы видим, что каждый момент, потерянный в ожидании духовного приобретения, есть самая большая из мыслимых потерь. И если человек будет продолжать думать: Придет день, и я изменю мою жизнь и последую чему-нибудь высшему, духовному, – этот день никогда не придет. Человек должен сделать это сегодня, прямо сейчас, вместо того, чтобы говорить: Завтра я это сделаю. Иначе он пожалеет.

 

Жизнь растворяется, время проходит. Часы, месяцы, годы ускользают прежде, чем человек осознает это. Но к тому, кто понимает значение времени, духовное достижение приходит в первую очередь. Как говорил Христос: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Я не говорю: Оставьте все, чтобы стремиться к духовным вещам. Духовное достижение не лишает человека материальных выгод. Только надо помнить, что духовные вещи идут в первую очередь. И для того, чтобы стать духовным, необязательно бросать мирские вещи или все, что хорошо, красиво и значительно с точки зрения материального мира. Соломон со всем его богатством не был менее мудр. Человеку не нужно бросать все, что он имеет, для того, чтобы стать духовным. И если кто-то думает так, то очень жаль. Но подождите говорить: Я буду ждать, пока не придет мой корабль, и тогда я стану духовным, – кто знает, когда придет корабль? Никогда не поздно начать духовный путь, но в то же время никогда не слишком рано. Тем не менее, в тот момент, когда человек подумает: Уже слишком поздно, я должен начинать, – он должен отправляться в путь и пройти через все испытания и тяжести этого пути, уверенный в том, что нет ничего невыполнимого, когда принят духовный путь.

 

Человек может сказать, что он должен преодолеть много слабостей. Но способ возобладать над слабостью заключается в медитации. Когда существует много обязанностей в жизни, то сам ум человека говорит ему, что лучше медитировать и сделать эти обязанности легче. Помогает человеку не беспокойство о своих обязанностях, а бытие ответственным; и в то же время он должен быть достаточно сильным, чтобы нести их на своих плечах.

 

Существуют слова, известные мистикам и не принадлежащие к какому-либо языку, хотя слова многих языков кажутся берущими свое начало в этих мистических словах. Именно с помощью этих слов человек развивает две способности: видение и слышание. Под видением я понимаю не видение глазами, но проникновение. Именно проникающее качество взгляда делает человека видящим и является истинным смыслом слова ясновидение. В наши дни люди так сильно злоупотребляли этим словом, что никто больше не хочет его использовать. Но тогда можно сказать, что в мире не осталось ни одного слова, которым бы не злоупотребляли. Если быть столь чувствительным к словам, тогда придется отказаться от всего языка.

 

Под слышанием я не подразумеваю слушание, слух. Я имею в виду отзывчивость: отзывчивость к земле и небесам, отзывчивость на каждое влияние, помогающее открыть душу. Через отзывчивость и – проникновение, обретенные посредством силы слова, в конце человек достигает цели, – цели, которая является предметом желаний и тоски каждой души.

Глава 5. СИЛА СЛОВА (продолжение)

 

Во всех современных языках можно проследить один центральный язык, который является материнским. Без сомнения, сейчас сложно установить точную связь между языками, хотя соотношения между одним языком и другим показывает, что у человеческой расы вначале был один общий язык. Некоторые лингвисты утверждают, что это был язык санскрит; другие говорят, что до санскрита был еще другой язык.

 

Историки имеют различные мнения, но метафизика учит нас, что вначале существовал только один язык человеческой расы, и из него вышли все остальные. Историк не может называться историком, если не даст названия языку, который считается самым первым, но для метафизика это не имеет значения. Он единственный понимает и знает