Хазрат Инайят Хан

Мистицизм звука (Часть 1)

что-либо другое, при установлении истинной природы заболевания, вместе с обследованием ударов сердца и движения легких спереди и сзади. Ритм играет самую важную роль не только в теле, но также и в уме: перемена от радости к печали и обратно, возникновение и исчезновение мыслей, – вся работа ума демонстрирует ритм, а состояния растерянности и безысходности можно объяснить отсутствием ритма в уме.

 

В древние времена целители на Востоке, и особенно в Индии, при лечении пациента от недуга психологического характера, известного как одержимость или влияние магии, возбуждали эмоциональную природу пациента выразительным ритмом своего барабана и пения, в то же время заставляя пациента качать головой вверх и вниз в такт музыке. Это пробуждало его эмоции и заставляло рассказать о секрете своего недуга, до этого скрытого под покровом страха, условностей и общественных норм. Зачарованный ритмом, пациент исповедовался во всем целителю, и тот был способен обнаружить источник его заболевания.

 

Слова задумчивый и невнимательный обозначают ритмическое и неритмическое состояние ума; а равновесие, которое является единственной поддерживающей силой в жизни, сохраняется с помощью ритма. Дыхание, которое удерживает ум и тело в соединении и связывает ум и душу, состоит в сохранении ритма в каждый момент, во время бодрствования и во сне; вдох и выдох можно сравнить с движением и раскачиванием маятника часов. Поскольку вся сила и энергия обретается через дыхание, и дыхание есть знак жизни, а его природа состоит в том, чтобы течь попеременно на правую и левую стороны, то это доказывает, что ритм имеет величайшее значение в жизни.

 

Так как ритм присущ человеку с рождения и поддерживает его здоровье, поэтому от ритма зависят все жизненные дела человека: его успехи, его неудачи, его верные и неверные действия, – все так или иначе объясняется изменением ритма. У птиц инстинкт к полету есть ритмическое движение крыльев, и та же склонность к ритмическим сокращениям помогает рыбе плавать, а змее ползти.

 

Пристальное наблюдение показывает, что вся вселенная есть единый механизм, работающий по закону ритма; поднятие и опускание волн, приливы и отливы, рост и убывание луны, восходы и закаты, смена времен года, движение земли и планет, – вся космическая система и устройство всей вселенной работают под действием закона ритма. Ритмические циклы с большими и малыми взаимопроникающими циклами поддерживают в своем раскачивании все творение.

 

Это демонстрирует суть источника проявления: движение рождается из неподвижной жизни, и каждое движение обязательно имеет результатом двойной аспект. Когда вы двигаете палку, то одно движение производит две точки: ту, где оно началось и ту, где оно закончилось, одну – сильную, а другую – слабую; в соответствии с ними дирижер просчитал бы раз, два, раз, два: сильный акцент и слабый акцент, – одно движение с двумя действиями, каждое из которых определено и отделено от другого. Это тайна, скрытая под двойным аспектом всех фаз и форм жизни; смысл, причина и значение всей жизни находится в ритме.

 

Существует психологическая концепция ритмов, используемых в поэзии или музыке, которую можно объяснить так: каждый ритм имеет определенное влияние не только на физическое и ментальное тело поэта или того, для кого поэзия написана, музыканта или того, для кого поется песня, но даже на их жизненные дела. Существует поверье, что ритм может принести удачу или неудачу поэту, музыканту или слушателю. Идея состоит в том, что ритм скрыт в корне каждой деятельности, созидательной или деструктивной, поэтому от ритма этой деятельности зависит судьба предприятия. Выражения, используемые в повседневной жизни, такие как он опоздал или это было сделано слишком быстро, или это было сделано вовремя, – все говорит о влиянии ритма на предприятие.

 

Такие события как гибель Титаника, поразительные перемены, произошедшие во время последней войны, при тщательном изучении могут быть объяснены ритмом, работающим и в метальной и в физической сферах. Среди индийцев существует примета, что когда человек зевает, то кто-то из присутствующих должен либо щелкнуть пальцами, либо хлопнуть в ладоши. Скрытое значение этого ритуала заключается в том, что зевание выражает замедление ритма, и предполагается, что щелкая пальцами или хлопая в ладоши человек приводит ритм назад в его изначальное состояние.

 

Мусульманский ребенок, когда читает Коран, двигает головой вперед и назад; в народе