Хазрат Инайят Хан

Мистицизм звука (Часть 1)

людьми.

 

Человек, который говорит: Я не буду слушать ваши доводы, несомненно, обладает разумом, как и каждый обладает разумом. Но у него мог бы быть разум еще лучше, если бы он был способен слушать; если бы он был способен понять повод другого. Рассудок человеческого ума устроен так, что он все время как бы бегает по кругу. Некий человеческий ум совершает один круг в минуту; ум другого человека совершает один круг за пять минут: разум различен. Ум третьего человека совершает круг за пятнадцать минут; его разум опять же отличается. Чем больше требуется времени на совершение круга, тем шире горизонт видения человека и его взгляд на жизнь.

 

Рассуждение – это лестница. По этой лестнице человек может подняться, и с этой же лестницы он может упасть. Потому что если человек не идет вверх с помощью рассуждения, тогда оно поможет ему идти вниз; потому что если для каждого шага вверх существует разумная причина, то существует разумная причина и для каждого шага вниз. Несомненно, это различие создано для того, чтобы позволить человеку понять, что в действительности существует один разум, один дар, одна способность. Можно разделить человеческое тело на три части, но в то же время это одно тело, один человек. Тем не менее, разум – это великий фактор, великая движущая сила, несущая в себе возможность любого проклятия и любой благодати.

Глава 11. ЭГО

 

Когда мы думаем о том ощущении, о том чувстве или той склонности, которые заставляют нас произносить слово я, то всегда трудно бывает указать точно, что это такое, каков его характер; потому что это нечто превыше человеческого понимания. Вот почему, когда человек желает объяснить, даже самому себе, что это такое, он указывает на тело: на то, что ближе всего ему, заявляя: Вот тот, кого я называю я. Поэтому каждая душа, которая, так сказать, отождествила себя с чем-то, отождествляет себя сначала с телом, своим собственным телом; потому что это та вещь, которую человек чувствует и осознает как самую близкую себе и которая понимается как его существо.

 

То, что человек знает о себе – это его тело; это первая вещь; и он называет себя своим телом, он отождествляет себя со своим телом. Например, если спросить ребенка: Где же мальчик?, он покажет на свое тело; это та часть его, которую он может видеть или вообразить о себе.

 

Это формирует в душе понимание, концепцию. Душа глубоко это постигает; так что после этого все другие предметы, лица или существа, цвета или линии называются разными именами, поскольку душа не имеет представления о них как о себе, потому что у нее уже есть концепция самой себя; и это ее тело, которое она впервые узнала или вообразила собой. Все остальное, что она видит, она видит через свой носитель, которым является тело, и называет это чем-то отдельным, чем-то, отличным от себя.

 

Таким образом, в природе создается двойственность, из которой происходят я и ты. Но я является первой концепцией души, она целиком озабочена этим; всем остальным она озабочена лишь частично. Все остальное она называет в соответствии со своим отношением к этому, своей связью с этим. И отношение, которое находится между я и ты, она устанавливает в сознании, называя это моим: которое находится между Я и ты: ты мой брат или ты моя сестра, или ты мой друг. Это устанавливает взаимоотношения, родство; и в соответствии с этими взаимоотношениями другой объект стоит ближе или дальше от души.

 

Все другие переживания, которые имеет душа в физическом мире, в ментальных сферах, становятся неким миром вокруг нее. Душа живет в самом центре его; хотя она ни на мгновение не чувствует, что нечто является я. Это я она получила и отдала в плен одной вещи – своему телу. Обо всем остальном душа думает, что это нечто другое, нечто отличное; это рядом со мной, это дорого мне, поэтому я с этим связана; это так близко мне, но это не я. Я стоит как отдельная сущность, удерживая, собирая все, что получает человек и что создает его собственный мир.

 

По мере того, как человек становится более чутким в жизни, эта концепция я становится богаче. Она расширяется, и таким образом человек вдруг видит, что не только тело, но также и мысль, которую я думаю, является моей мыслью; воображение – это мое воображение; мои чувства также являются частью моего существа; и, следовательно, я семь не только тело, но я – это также мой ум. На этом следующем шаге, сделанном душой на пути осознания, она начинает чувствовать: Я – это не только физическое