Хазрат Инайят Хан

Мистицизм звука (Часть 1)

от того, какой он ее создаст. Создание его формы зависит от равновесия и регулярности его жизни, и от впечатлений, получаемых им от мира; в соответствии с принимаемым им отношением к жизни каждая его мысль и действие добавляют, убирают или передвигают на другое место атомы его тела, таким образом формируя мускулы и линии форм и черт.

 

Например, лицо человека говорит о его радости или печали, довольстве или недовольстве, искренности или неискренности и обо всем, что в нем развито. Мускулы его головы говорят френологу об условиях его жизни. Существует форма в мыслях или чувствах, которая производит красивый или безобразный эффект. Это является природой эволюции всех существ, – от самых низших до самых высших ступеней проявления, – развиваться посредством связи с более совершенной формой. Животные при контакте с человеком приобретают в своей форме следы сходства с ним, а приближающиеся к человеку в своем развитии, похожи на примитивных людей. Это может быть понято с помощью пристального изучения черт людей прошлого и улучшений, которые были сделаны в них.

 

Природа творения есть всегда прогресс по направлению к красоте. Бог прекрасен, и Он любит красоту, говорит Коран. Природа тела – украшать себя; природа ума – иметь красивые мысли; стремление сердца – к прекрасным чувствам. Поэтому младенец должен расти более прекрасным с каждым днем, а невежество – стремиться стать разумом. Когда движение идет в обратном направлении, это показывает, что человек утратил путь естественного прогресса. Существуют две формы движения – природная и искусственная, и последняя является копией первой.

Глава 6. РИТМ

 

Движение есть смысл жизни, а закон движения есть ритм. Ритм – это жизнь, переодетая в движение, и в каждом своем облике он, кажется, привлекает внимание человека: от ребенка, которому нравится движение погремушки и который успокаивается от раскачивания колыбельки, до взрослых, чьи игры, спорт и развлечения обладают, так или иначе, скрытым ритмом, будь то игра в теннис, крикет, гольф, бокс или борьба. Опять же, интеллектуальный отдых человека, такой как поэзия и музыка, вокальная или инструментальная, имеет ритм как самый его дух и жизнь.

 

На санскрите есть высказывание, что тон – это мать природы, но ритм – ее отец. Младенец, однажды привыкший регулярно вовремя получать пищу, требует ее в это же время, хотя у него еще нет представления о времени. Это объясняется тем фактом, что самая природа жизни есть ритм. Младенец начинает свою жизнь на земле движениями ручек и ножек, тем самым показывая ритм своей природы и иллюстрируя философию, которая учит, что ритм есть признак жизни. Предрасположенность к танцу, присущая каждому человеку, также подтверждает эту врожденную природу красоты, которая выбирает ритм для своего выражения.

 

Ритм производит экстаз, который необъясним и несравним ни с каким другим источником опьянения. Именно поэтому танец всегда был самым очаровательным времяпровождением всех народов, цивилизованных и диких, и им наслаждались одинаково и святые и грешники. Расы, имеющие тенденцию к сильно акцентированному ритму, должны быть энергичными по природе. Джаз пришел от негров, а синкопирование это секрет очарования джаза и естественное выражение ритма этой расы. Его ритм пробуждает какую-то жизнь как в исполнителях, так и в аудитории, и именно любовь к этой жизни делает джаз столь популярным. Танцы многих диких племен в различных частях света обладают резко выраженным ритмом, и это доказывает, что ритм происходит не от культуры, но от природы. Среди европейцев испанцы, поляки, венгры и русские имеют наибольшую предрасположенность к ритму. Секрет успеха русского балета и испанского танца заключается в их изысканном ритме. Среди азиатских рас музыка монголов в значительной мере основывается на ритме, он бывает более определенным в их музыке, чем мелодия. В турецкой и персидской музыке ритм также четко выражен, а в арабской существует огромное разнообразие ритмов.

 

Однако именно в Индии культура ритма достигла совершенства. Хороший музыкант в Индии импровизирует мелодию, сохраняя тот же темп во время всей импровизации. Для того, чтобы стать искусным музыкантом в Индии, необходимо овладеть в совершенстве не только рагой, – гаммой, но и талой, – ритмом. Как раса индийцы по своей природе склонны к ритму; их танец Тандева Нритъя, танец Юга, является выражением ритма через движение.

 

В индийской музыкальной науке существуют пять различных ритмов,