Шри Ауробиндо

«ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА» (Часть 1)

Душа и дух в современном человеке кажутся скорее существующими над и за его сформированной натурой, чем частью его видимой реальности, являются засознательными в его умственном существе или сверхсознательными, находящимися над ним в некотором недостигнутом статусе. Они, будучи вне его сознания, суть скорее возможности, чем факты, осуществленные в присутствующем. Точнее, дух находится в процессе рождения, чем рожден в материи.

Из Человек и Сверх-Разум.

Эволюция в ее сущности не есть развитие все более и более организованного тела или все более и более производительной жизни. Это только ее механизм и организационный аппарат, это внешние детали. Эволюция есть борьба сознания, спящего сомнамбулическим сном в материи за то, чтобы пробудиться и быть свободным, найти себя и владеть собой и всеми своими возможностями до самых полных и широких, самых последних и высочайших. Эволюция есть освобождение от зависимости само-раскрывающегося секрета Души в Форме и Силе, медленно становящейся Богом, это рост духа.

В этой эволюции человек умственный не есть цель и завершение, не есть конечная ценность, высочайшее последнее значение. Он слишком мал и несовершенен, чтобы быть венцом всех этих тяжких родовых мук Натуры. Человек не есть финал, но лишь среднее выражение, только переходное инструментальное существо, промежуточное, вспомогательное творение.

Из Час Бога.

Спиритуальность есть нечто иное, чем интеллектуальность. Ее проявление есть знак того, что Сила, более великая, чем ум, старается выйти своим чередом. Спиритуальность есть пробуждение ко внутренней реальности нашего существа, к душе и духу, которые отличны от нашего ума, жизни и тела.

Может быть решающее появление, в котором существо отделяет себя от мысли и видит себя во внутреннем молчании, как духа в уме;

или отделяет себя от жизненных движений, желаний, ощущений, кинетических импульсов и осознает себя духом, поддерживающим жизнь; или отделяет себя от тела-вещества и постигает себя, как духа, одушевляющего материю. Это - обнаружение нас самих, как Пуруши, подлинного существа, умственного, жизненного или тонкого физического, поддерживающего тело. Это принимается многими за достаточное открытие подлинного САМО, и в определенном смысле они правы, ибо это есть САМО или дух, что так представляет себя в отношении деятельностей Натуры, и обнаружения этого присутствия достаточно для высвобождения и отделения спиритуального элемента.

Но само-обнаружение может идти дальше. Оно даже может отложить в сторону все отношения к форме или действию Натуры, ибо видно, что эти обнаруженные САМО суть представительства святой Вечности, для которой ум, жизнь и тело являются только формами и инструментами. Мы затем становимся душой, смотрящей на Натуру, знающей весь динамизм в нас не умственным восприятием и наблюдением, но внутренним сознанием - своим прямым чувством и внутренним точным видением.

Когда есть такое решающее появление, знак этого - действие в нас неотъемлемо присущего, внутреннего, самосуществующего сознания, которое знает себя просто посредством факта существования и само остается удовлетворенным от самопереживания и самознания, с внутренним освобождением и возможной свободой. Но если оно может также - как обычно и делает - использовать определенный авторитет, управление, влияние на мысль, жизненные движения и физические действия, наложить очищающий возвышающий контроль, который принуждает их двигаться в высшую и более чистую правду собственной их сущности, и быть средством втекания некой святой Силы или светоносного указания, которое не является умственным, но спиритуальным, и может быть узнано, как вдохновение более великого САМО или команда Правителя всех существ, Ишвары, Натура будет повиноваться внутреннему водительству. Это уже значительное развитие, и оно, по крайней мере, равнозначно началу душевного и спиритуального преобразования.

Первая фаза преобразования может быть названа душевной. Ее основной результат - руководство к овладению всей душой всем человеческим существом. Второй результат есть свободное в течение всех видов спиритуального переживания: переживания САМО, Ишвары, святой Шакти, космического сознания, прямое соприкосновения с космическими силами и оккультными движениями вселенской Натуры, душевная симпатия, единение и внутренняя связь с другими существами и с Натурой, освещение ума знанием, освещение сердца любовью и преданностью, спиритуальная радость и экстаз, освещение чувств и тела высшим переживанием, освещение динамического действия в правде и обширности очищенного