Шри Ауробиндо

«ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА» (Часть 1)

энергия кидается в мозг, путает его и препятствует умственному самоконтролю, делает ум своим рабом и использует его для оправдания страстей.

Центры ума - это голова и уровни над ней, центр во лбу между бровями, горло. От груди вниз идут центры виталического-разумного т. е. эмоциональный, и сенсуально-разумный, т. е. центр ощущений.

Место желаний, ниже сердца, в главном виталическом центре - пупке и в нижнем виталическом центре, но эти центры движут эмоциями и виталическим умом.

Внутреннее сердце - это не поверхностные виталические желания, но сердце подлинных эмоций... Сердце есть эмоциональный ум и начало высшего виталического... Когда я говорю о сердце, я имею в виду не физический орган, внутренности, а психологический, душевный центр существа.

- В сердце есть двойное действие: действие чистой эмоции и действие виталического импульса. Как возможна такая смесь, поскольку оба действия имеют место в сердце?

Не в одной и той же точке. Это не наше физическое сердце имеет к этому отношение, это сердечный центр. (Мать показывает в центр груди). Но здесь есть различные глубины. Чем ближе вы к поверхности, тем более это смешано с виталическими импульсами, даже с чисто физическими реакциями, чисто физическими страданиями; чем глубже вы идете, тем меньше смеси, и если вы войдете достаточно глубоко, вы обнаружите за ним абсолютно чистое чувство. Это вопрос глубины.

Если сердечный центр подчинен физическому уму в любой степени, он будет неизбежно открыт внешним атакам, что воздействует на физическое и нервное сознание. Сердце должно быть в соединении с душевным и высшим сознанием.

И все же есть в сердце или за сердцем глубоко мистический свет - любовь.

Читта не около сердца, если вы имеете в виду субстанцию низшего сознания. Она не имеет особого места. Все факты этой жизни находятся там, в этом материале сознания, но память прошлых жизней окутана и завуалирована везде. Сердце - главный центр этого сознания для большинства людей.

Сердце есть центр существа и командует остальным. Душевное существо или Кайтья Пуруша там. Только в этом смысле все истекает оттуда, поскольку именно душевное существо каждый раз создает новый ум, виталическое и тело для себя.

Выше сердца находиться виталический ум.

Горловой центр есть воплощенный в материальную форму физический ум. Центр физического или наружного ума находится в тонком теле в горле и соединен с речью, но он действует посредством связи с мозгом. Все силы, которые хотят покрыть сознание, поднимаются, если они могут, и действуют на разумный центр путем окружения, потому что иначе покрытие неполно.

Ухо есть проход для связи между внутренним разумным центром и мыслительными силами или мыслительными волнами вселенской Природы. Принятие их выглядит как ощущение открывания и расширения этого прохода. Это не может быть никаким физическим, но только тонко физическим ощущением.

Третий глаз действительно открывается здесь, в центре лба, в Аджна чакре. Он представляет оккультное видение и оккультную силу, которая приходит с этим видением. Эти свойства связаны с Аджной.

Мозг есть только центр физического сознания. Человек чувствует себя помещенным там до тех пор, пока он пребывает в физическом уме или отождествляет себя с телесным сознанием. Когда человек прекращает быть помещенным в теле, тоща мозг уже не конечный пункт, а только пассивный и тихий передающий канал. Тогда человек получает через Сахасрару в ум.

ДВА ГЛАВНЫХ ЦЕНТРА СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ

Большинство людей ассоциирует сознание с мозгом или умом, потому что он есть центр для интеллектуальной мысли и умственного видения, но сознание не ограничено этим видом мысли или видения. Оно везде в системе, и имеется несколько центров его. Центр для внутренней сосредоточенности в мозгу отсутствует, он находится в сердце. Первоначальный порождающий центр виталических желаний еще ниже. Два главных места, где можно централизовать сознание в Йоге, находится в голове и в сердце - мозговой и душевный центры.

ПЛАНЫ ВЫШЕ ГОЛОВЫ ИЛИ УМА

Выше головы - вселенское или Святое Сознание и Сила. Над нашей теперешней сознающей умственностью - скрытый сверх-разум, который есть подлинное средство и самородное основание святого совершенства человека... Сверх-разум живет в единении, хотя он играет с различием. Ум живет в отдельном действии различия, хотя он может открыться к единению.

Из Синтеза Йоги.

Между думающим умом и сверх-разумом существует ряд зон, или планов сознания, в которых субстанция ума и соответственно его движения становятся более и более освященными,