Шри Ауробиндо

«ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА» (Часть 1)

но и в Его вселенской игре, мы будем стремиться также к овладению и участию во всеобщей божественной Истине, Знании, Воле, Любви, которые суть Его вторичные проявления, Его святое становление. Мы будем стремиться к идентификации себя с Этим, к Этому мы будем стараться подняться и, когда период усилия пройден, разрешить Этому путем нашего самоотречения ото всякого эгоизма, вести нас в САМО в нашем существе и спуститься в нас и охватить нас во всех наших становлениях. Это не только средство приближения и прохождения к Его верховной трансцендентности, но и состояние, в котором мы можем путем Трансцендента владеть святой жизнью в проявлении Вселенной.

Для того, чтобы мы могли сделать это, термины сосредоточенность и Самадхи должны принять на себя для нас более богатое и глубокое значение. Вся наша сосредоточенность есть просто образ святого Тапаса, путем которого САМО пребывает собранным в себе, путем которого оно проявляется внутри себя, путем которого оно поддерживает свои проявления и владеет ими, путем которого оно оттягивается ото всех проявлений в свое Верховное Единство. Существование, пребывающее в сознании себя для блаженства, это и есть всевышний Тапас, и Знание-Воля, пребывающая в силе сознания на себе и своих проявлениях есть Сущность всевышней сосредоточенности, Йога Господа Йоги. В данной самодифференциации Всевышнего, в которой существуем мы, сосредоточенность есть способ, путем которого индивидуальная душа идентифицирует себя и входит в одну форму, состояние или психологическое самопроявление САМО.

Сосредоточенность посредством мысли есть только способ, ключ, чтобы открыть для нас сверх-сознательные планы нашего существования, определенное само-собранное состояние нашего целого существа, поднятого в сверх-сознательную правду, единство и безграничность самоосознания, само-блаженства существования, что является целью и кульминацией процесса. Это есть значение, которое мы дадим термину Самадхи. Это не просто состояние, удаленное от всякого сознания внешнего, оттянутое даже от всего сознания внутри в то, что существует выше обоих, или как начало обоих, или как Трансцендент, но это установленное состояние в Одном и Бесконечном, объединенное и идентифицированное с Ним, и остающееся, пребываем ли мы в пробужденном состоянии, в котором мы сознаем формы вещей, или оттягиваемся во внутреннюю деятельность и поднимаемся ввысь к состоянию статического пребывания внутри, где мы достигаем самых первопричин всех начал, имен и форм. Ибо душа, которая достигла сущностей Самадхи и обосновалась в них, в том смысле, который Гита дает слову, имеет то, что фундаментально всякому переживанию и не может упасть с него из-за любого отвлекающего переживания. Она может охватить всю сферу своего существования без заблуждения или ограничения.

Когда мы при сосредоточенности всего нашего существа и сознания достигаем этого состояния, необходимость сосредоточения на Идее исчезает, поскольку там, в этом сверх-разумном состоянии, все положение вещей перевертывается. Всевышнее центрировано в Себе, и когда Оно порождает идеи и деятельности, Оно не разделяет Себя и не заключает Себя в них, но держит их в движении в Своей бесконечности. Неразделенное САМО есть за каждой идеей и каждым движением, и в тоже самое время за всеми ними вместе. Поддержанное этим, все спонтанно работает не через отдельное действие своей воли, но путем общей силы сознания за собой. Сосредоточенность Всевышней Воли и Знания во всем для нас там будет не изолированной сосредоточенностью, а реальностью Этого, которая есть равная свободная и спонтанная работа в само-собранном единстве и безграничности. Душа, которая поднялась во всевышнее Самадхи, участвует в масштабе его достижения в этом перевернутом состоянии вещей, т. е. в подлинном состоянии, поскольку это перевертывание нашей умственности есть правда. Именно по этой причине, как сказано в древних книгах, человек, который достиг само-владения, приобретает спонтанно, без нужды в сосредоточенности в мысли и усилии результат, который Идея или Воля в нем выдвигают целью для достижения.

Достигнуть этого божественного состояния существа должно быть объектом нашей сосредоточенности.

Из Синтеза Йоги.

ТРАДИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ДЖНАНА-ЙОГИ, ЕСЛИ ОН ВКЛЮЧАЕТСЯ В ИНТЕГРАЛЬНУЮ ЙОГУ, ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОПОЛНЕН

Первым шагом в сосредоточенности должно быть получение способности дискурсивного, рассуждающего ума установить непоколебимое следование единственному направлению связной мысли на единственном объекте, и это он должен сделать, неотвлекаемый никакими