Шри Ауробиндо

«ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЙОГА» (Часть 1)

можно избавиться только с помощью практического внутреннего психологического процесса анализа, путем которого мы начинаем осознавать умственность, как отдельную силу, изолируем ее для необремененной ничем работы, выделяем также психическую и физическую Праны и делаем их более не связью для зависимости, но передающим каналом для Идеи и Воли в Буддхи, делаем их послушными внушениям и командам Буддхи. Тогда Праны становится пассивным средством выполнения прямых функций контроля ума над физической жизнью.

Понимание должно поднять себя выше осады желаний и эмоций с тем, чтобы иметь совершенную невосприимчивость к ним. И более, оно должно заставить сами виталические части и эмоции подвергнуться очищению... Успокоение и господство над этими членами есть первое условие для освобождения понимания от ошибки, неведения и извращения. Это очищение создает полную ровность нервного существа и сердца.

Из Синтеза Йоги.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА НЕЧИСТОТЫ БУДДХИ - ВТОРЖЕНИЕ МАНАСА - И ЕЕ УСТРАНЕНИЕ

Вторая причина нечистоты в понимании есть иллюзия чувств и прорыв чувственного ума в думающие функции... Чувственный ум постоянно кружится и вихрится в водовороте низового течения привычных понятий, ассоциаций, восприятии, желаний без какой-либо реальной последовательности, порядка или источника света. Это постоянное повторение в кругу безрассудном и бесполезном. Обычное человеческое понимание допускает это низовое течение и пытается привести его к частичному порядку и последовательности, но делая это, оно становится само подчиненным ему и принимает участие в этом беспорядке, беспокойстве, безрассудном повиновении привычке и слепому бесцельному повторению. Это делает обычный человеческий рассудок введенным в заблуждение, ограниченным, и даже поверхностным, пустым и бесполезным инструментом.

Чувственный ум должен быть успокоен и научен оставить функции мысли думающему уму, который судит и понимает. Когда понимание в нас стоит позади действий чувственного ума и отражает его атаки, последний отделяется от понимания и может быть прослежен в его отдельном действии... Ничего нельзя сделать с этим переменчивым, не знающим покоя, неистовым, тревожащим фактором, как только избавиться от него или путем его отделения и последующего приведения к тишине, или путем придания мысли сосредоточенности, которой он будет отвергать от себя этот чуждый и производящий беспорядок элемент.

Из Синтеза Йоги.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА НЕЧИСТОТЫ БУДДХИ - ПРИСТРАСТИЯ УМА - И ЕЕ УСТРАНЕНИЕ

Третья причина нечистоты в понимании находится в нем самом и состоит в искаженном действии воли знать. Эта воля свойственна пониманию, но здесь выбор и неравное достижение знания мешают и искажают. Они ведут к частичности и привязанности, которые заставляют интеллект держаться определенных идей и мнений с более или менее упорной волей, игнорировать правду и бояться доступа других ее частей, которые, тем не менее, необходимы для ее понимания. Ум цепляется за определенные пристрастия и знания и отгоняет все те знания, что не согласуются с персональным темпераментом мысли, которая была достигнута прошлым мыслителя. Средство лечения лежит в совершенной ровности ума, в культивации во всем полной интеллектуальной прямоты, в совершенной ровной умственной незаинтересованности.

ОЧИЩЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧАСТИ АНТАХКАРАНЫ

Когда деформация психической Праны исправлена, очищение остальных промежуточных частей Антахкараны облегчено, а когда это исправление полное, их очищение также может быть легко сделано абсолютным. Эти промежуточные части суть эмоциональный ум, воспринимающий сенсуальный ум и активный сенсуальный ум или ум динамического импульса. Они все держатся сплоченно в сильно увязанном взаимодействии.

Искажения эмоционального ума вращаются вокруг двойственности нравится - не нравится, эмоционального привлечения и отталкивания, вся запутанность наших эмоций и их тирания над душой поднимается из привычных ответов души желаний в возбуждениях и чувствах этим привлечениям и отвращениям. Любовь и ненависть, надежда и страх, горе и робость - все имеют свое начало в этом источнике. Мы симпатизируем, либо приветствуем, либо надеемся на то, что наша натура, первая привычка нашего существа, и, кроме нее, сформированная часто извращенно привычка, вторая натура нашего существа, представляют уму как приятное. Мы ненавидим, боимся, чувствуем отвращение, антипатию или горе от того, что они представляют нам, как неприятное. Эти привычки эмоциональной натуры встают на пути понимающей воли и делают ее беспомощным рабом эмоционального