Нагарджуна

Двенадцать врат

масло, но никогда не видели, как их производит песок, мы ищем масло в семечках, но не в песке. Однако признак происхождения не установлен, и следовательно нельзя законно утверждать, что поскольку мы видели, как семечки производят масло, мы ищем масло в семечках, но не в песке.

Tеперь я займусь опровержением не только одного из примеров причинности, но и всех причин и следствий. Нельзя уста-новить ни то, что причина содержит следствие в себе и производит его, ни то, что причина не содержит следствие в себе и производит его, ни то, что причина как содержит, так и не содержит следствие в себе и производит его. Твой пример, что ты видел как семечки производят масло, как раз основан на идее причинности, которую еще следует установить.

С другой стороны, если причина не содержит следствие в себе и все же производит следствие, признак причины не может быть установлен. Почему? Если причина ничего не содержит в себе, как она может что-то создать? Как он может что-то произвести или выполнить? Если нет делания и произведения, как это может быть названо причиной? Тогда действующий не может ничего сделать, а делаемое также не может ничего сделать.

Если причина содержит в себе следствие, нет различия между деланием, делающим и делаемым. Ведь если следствие уже реально, почему оно должно создаваться снова? Ты можешь сказать, что если делание, делающий, делаемое и другие причины не могут быть установлены, причина не должна содержать в себе следствие. Но это не обязательно верно. Поче-му? Если принять различие между деланием и делающим, а также причинность, необходимо признать твой довод. Но я говорю, что делание, делающий и причинность пусты. Твое опровержение делания, делающего и причинности укреп-ляет мою позицию, а не служит аргументом против. Итак я все же утверждаю необоснованность тезиса о том, что причи-на не содержит следствие в себе, а затем производит следствие. С другой стороны, если кто-нибудь считает, что причи-на включает следствие, твой довод - довод против него. Но я не говорю, то причина содержит в себе следствие, следова-тельно я не обязан принимать твой довод, и я также не обязан принимать тезис о том, что причина не содержит в себе следствия.

Необосновано также, что причина может одновременно включать и исключать следствие, а затем производить его. Поче-му? Потому что включение и исключение противоположны по своей природе. Как могут такие противоположные по при-роде вещи быть вместе? Как и сияние и темнота, страдание и удовольствие, хождение и стояние, связывание и распуска-ние, причина, включающая и исключающая следствие, не может производить. С другой стороны, причина, включаю-щая и исключающая следствие, была опровергнута раньше, когда мы исследовали включающие и исключающие причины [отдельно].

Поэтому если причина содержит следствие в себе, нет происхождения. Если причина не содержит следствие в себе, и тогда нет происхождения. Это также справедливо для причины, которая включает и исключает следствие одновре-менн. Дальше вести рассуждения некуда: мы рассмотрели все аспекты и не неашли [происхождения]. Поэтому в конеч-ном счете следствие не производится. Так как в конечном счете следствие не производится, все сотворенные вещи пусты. Почему? Потому что все сотворенные вещи - это причины и следствия.

Так как сотворенные вещи пусты, несотворенные вещи также пусты.

Так как даже сотворенные и несотворенные вещи пусты, не обстоит ли тем более так же дело с самостью?

3. УСЛОВИЯ (pratyaya-pariksa)

Далее, условия для вещей не могут быть установлены. Почему?

И в широком, и в узком смысле

Условия не содержат следствия.

Если внутри условий нет следствия,

Как можно утверждать, что оно происходит из условий?

Результаты, подобные кувшину, не содержатся ни в любом условии, ни в их совокупности. Если так, как можно гово-рить, что они происходят от условий?

Вопрос. Что это за условия?

Ответ: Четыре вида условий производят вещи;

И нет пятого вида.

Это причинное условие,

Условие последовательности,

Условие соответствия

И условие кульминации (подъема).

Так называемые четыре условия - это причинное условие,

условие последовательности, условие соответствия и условие кульминации.

Причинное условие называется так потому, что оно производит следствия: то, что уже произведено, то, что производится и то, что будет произведено. Условие последовательности называется