Нагарджуна

Двенадцать врат

Нагарджуна. Двенадцать врат

Cheng Hsuhe-li, Nagarjuna’s Twelve Gate Treatise, Translation with Introductory Essays, Dordrecht, 1982. © Русский перевод: В.Ю.Ирхин (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)

1. ПРИЧИННЫЕ УСЛОВИЯ (hetu-pratyaya pariksa)

Нагарджуна сказал: Теперь я кратко объясню учения Махаяны.

Вопрос: В чем польза объяснения Махаяны? Ответ: Махаяна - глубокая сокровищница дхарма будд десяти направлений пространства и трех периодов времени. Она дана для людей с большими добродетелями и умом. Но чувствующие сущест-ва последнего времени едва ли являются добродетельными и одаренными. Хотя они ищут [и изучают] сутры, пони-мать они не могут. Я сочувствую этим людям и хочу дать им просветление. И еще я хочу открыть им и сделать ясны-ми величайшие учения Татхагаты. Поэтому я кратко объясню учения Махаяны.

Вопрос: Учений Махаяны не перечесть. Даже изречения одного Будды не могут быть исчерпаны. Как сможешь ты объ-яснить и изложить их все?

Ответ: Именно поэтому я сказал, что это будет кратким объяснением.

Вопрос: Почему это называется Махаяной?

Ответ: Махаяна - главная из двух колесниц, и поэтому она

называется Великой Колесницей. Эта колесница позволяет достичь идеала будд и поэтому называется великой. Эта колесница управляется буддами и великими людьми и поэтому называется великой. Она способна уничтожить великие страдания чувствующих существ и поэтому называется великой. Эта колесница управляется такими великими лично-стями, как Авалокитешвара, Махастхамапрапта, Манджурши и Майтрейя, и поэтому называется великой. Эта колес-ница может до дна исчерпать все истины и поэтому называется великой. В Праджня-сутре сам Будда говорит что уче-ния Махаяны неизмеримы и безграничны. Поэтому она называется великой.

Одно из глубочайших учений Махаяны называется пустотностью. Тот, кто поймет эту доктрину, сможет беспрепятст-венно понять Махаяну и обладать шестью парамитами. Поэтому я хочу объяснять только понятие пустотности. Для объяснения пустотности и постижения ее смысла нужно использовать [трактат] Двенадцать Врат.

Первые врата относятся к причинным условиям. Сказано:

Вещи происходят от различных условий

И поэтому не имеют самосущего (sabhava, собственной природы).

Если они не имеют самосущего,

Как тогда могут существовать такие вещи?

Все вещи, происходящие от различных условий, относятся к двум видам, внутреннему и внешнему. Все условия также принадлежат к двум видам, внутреннему и внешнему. Внешние условия - это, например, глина, гончарный круг и ремесленник; вместе они производят горшок. Другой пример: ковер происходит от таких условий как пряжа, ткацкий станок и ткач. Подобно этому, подготовкастроительной площадки, фундамент, столбы, дерево, земля, трава и труд - примеры внешних причинных условий; вместе они производят дом. Еще один пример - молоко, чан для брожения и труд; объединяясь, они производят сыр. Далее, семя, земля, вода, солнечный свет, ветер, дождь, времена года и труд объединяясь производят росток. Нужно знать, что все так называемые внутренние условия подобны внешним. Так называемые внутренние условия - это невежество, действие, сознание, имя-форма, шесть способностей ощуще-ния, прикосновение, чувство, желание, привязанность, формирование существа, рождение и старость, смерть; каждое из них вначале имеет причину, а затем производится.

Итак, и внутренние, и внешние вещи производятся различными условиями. Так как они производятся различными усло-виями, разве они имеют самосущее?

Далее, если вещь не имеет самосущего, она не может иметь ни иносущего, ни самосущего и иносущего одновременно. Почему?

Потому что так называемое иносущее в действительности не имеет

самосущего. Если мы скажем, что нечто существует из-за

иносущего, то корова существует благодаря сущности лошади;

лошадь существует благодаря сущности коровы; персик существует

благодаря сущности яблока; яболоко существует благодаря

сущности персика и так далее. В действительности это

невозможно. Можно было бы сказать, что нечто существует не благодаря некоему иносущему, но благодаря чему-то иному. Но и это не может быть справедливым. Почему? Если сказать, что циновка существует благодаря некой траве, то трава и циновка были бы одним, и трава не могла бы быть названа иным. Более того, и так называемая