Нагарджуна

Двенадцать врат

если признаки и характеризуемое различны, признак может иметь другие признаки, и будет бесконечный рег-ресс; но это невозможно. Поэтому признаки и характеризуемое не могут быть различны.

Вопрос: Как свет может освещать себя и другие вещи, так и признаки могут характеризовать себя и другие вещи.

Ответ: Твой пример света был опровергнут ранее когда мы обсуждали три сотворенных признака. Кроме того, ты кажется противоречишь своей прежнней точке зрения: раньше ты говорил, что признаки и характеризуемое различны, а теперь говоришь, что признаки могут характеризовать себя и другие вещи. Это необосновано.

Далее, ты говоришь, что признаки - это часть характеризуемого. Это необосновано. Почему? Потому что дело здесь в тождестве или различии. Но тождество и различие были опровергнуты ранее. Итак ты должен признать: точка зрения, что признаки - часть характеризуемого, должна быть отвергнута.

Таким образом, признаки и характеризуемое различных причинных условий не идентичны и не отличны друг от друга. Другой возможности нет. Поэтому как признаки, так и характеризуемое пусты. Так как они пусты, все вещи пусты.

7. БЫТИЕ ИЛИ НЕБЫТИЕ (bhava-abhava-pariksa)

Опять, все вещи пусты. Почему? Бытия и небытия нельзя получить ни одновременно, ни в разное время. Как написано, Не может быть бытия с небытием;

Не может быть и бытия без небытия.

Если бы бытие могло быть с небытием,

То бытие всегда было бы небытием.

Бытие и небытие противоположны друг другу по природе. Одна

вещь не может включать их обоих. Например, когда есть жизнь,

нет смерти. Когда есть смерть, нет жизни. Это подробно

обсуждалось в Трактате . Ты можешь сказать, что нет

ошибки в том, что бытие существует без небытия. Но это не так. Почему? Как может быть бытие без небытия? Как отме-чено выше, когда нечто производится, вместе с ним производятся семь явлений. Как установлено в Абхидхарме, бы-тие и непостоянство производятся вместе. Непостоянство - признак разрушения, почему оно и называется непостоянст-вом. Поэтому бытие не может быть произведено без небытия. Если бытие может быть произведено с непостоянством, то бытие всегда будет небытием. Если бытие всегда есть небытие, длительность не может быть порождена, поскольку постоянство разрушается. Но на самом деле длительность есть. Поэтому бытие не всегда есть небытие. И то, что бы-тие может быть произведено без непостоянства, не может быть истинным. Почему? Без непостоянства бытие в действительности не может быть произведено.

Вопрос: Когда бытие произведено, непостоянство уже включено в него, и все же не приходит в действие. Когда имеет место разрушение, непостоянство приходит в действие и бытие разрушается. Итак, возникновение, длительность, разрушение и распад должны ждать своего времени, чтобы прийти в действие. В начале эффективно возникновение, и следовательно порождается бытие. Между возникновением и разрушением эффективна длительность, и следова-тельно поддерживается она. В конце эффективно непостоянство и следовательно бытие разрушается. Распад - это пе-реход от возникновениия к длительности и от длительности к разрушению. Постоянство разрушает непостоянство, и это делает возможным четыре явления. Поэтому, хотя вещь производится вместе с непостоянством, бытие не всегда есть небытие.

Ответ: Ты говоришь, что непостоянство - также признак

разрушения, и оно производится с бытием. Тогда будучи

производимо, бытие разрушается, а разрушаясь, бытие

производится.

Далее, не может быть произведения и разрушения. Почему? Во время разрушения не может быть произведения. Во время произведения не может быть разрушения, так как произведение и разрушение противоречат друг другу.

Далее, ты говоришь, что непостоянство и длительность производятся вместе. Но во время разрушения не может быть длительности, а во время длительности не может быть разрушения. Почему? Потому что длительность и разрушение противоречат друг другу.

Во время распада нет длительности, а во время длительности нет распада.

Поэтому твой тезис, что непостоянство первично вместе с возникновением, длительностью, разрушением и распадом абсурдно. Почему? Предположим, что бытие производится вместе с непостоянством. Непостоянство - признак раз-рушения. Когда вещь производится,