Владимир Майков

Мир Станислава Грофа

Как будто-бы сам язык накладывает запрет на воспроизводство этого мира, на

то, чтобы попасть в этот мир. Стратегия вхождения в этот мир — воздержание

от употребления языка, воздержание от того, чтобы оперировать на уровне

вербальном, уровне рациональном. И наконец, если мы получили возможность

войти в мир перинатальный, мир соответствующий проживанию рождения, перед

нами разворачиваются четыре гигантских аспекта этого мира, которые Гроф

назвал четырьмя базисными перинатальными матрицами. Перинатальные — это

соответствующие области вокруг рождения, Пери — около, и наталис —

рождение. Этих матриц четыре. Изложу очень кратко для тех, кто не читал

Грофа. Первая матрица — вы находитесь в утробе, матка — это весь мир, вы

получаете питание, какие-то звуки приходят снаружи, звуки органов вашей

матери, голоса, музыка, иногда вы испытываете непонятно почему тревогу,

беспокойство, когда беспокоится ваша мама, иногда вы ощущаете что-то

враждебное, когда у мамы интоксикации. Странные персонажи возникают,

странные пауки, которые хотят вас убить и вызывают чувство тревоги. Когда

у взрослого прорываются такие ощущения — это всплывают те состояния,

которые вы впервые почувствовали будучи зародышем, будучи плодом в матке и

испытывали такие вот переживания в первый раз. А за тем, как снежный ком

эти первые впечатления обрастают новым опытом, тем что происходит и

резонирует с этим первым опытом оно позволяет нам соединяться через

некоторый исторический резонанс, временной резонанс с нашим первоопытом.

Представьте теперь, что ваш домик, ваша Вселенная начинает коллапсировать,

Вселенная начинает сжиматься. Цикл после большого взрыва достиг

равновесия, и наша Вселенная сжимается обратно. Мы испытываем

катастрофическое сжатие, звезды начинают взрываться. Нет выхода,

безвыходная ситуация всей нашей жизни, некуда податься, некуда идти, вы

знаете, что такое, когда человеку некуда идти, вспомните Достоевского,

вспомните миф о Сизифе, бесконечность страданий, бесконечность мучений,

отсутствие какого либо выхода, отсутствие надежды, Бога нет и все

позволено и нет никаких гарантий, что этот мир будет продолжаться, этот

рай. Это изгнание из рая, это кошмары второй перинатальной матрицы,

которые все мы испытали, и постоянно всплывают в определенных ситуациях и

в определенных энергиях, когда ящик Пандоры нашего первичного

психологического опыта начинает приоткрываться. Наконец бесперспективные

страдания сменяются страданиями с перспективой, это момент начала

прохождения по родовым путям. Вы проходите и испытываете чрезмерное,

фантастическое сдавливание со всех сторон, вы должны бороться, жизнь

сложна, чтобы уцелеть, нужно бороться, нужно быть героем, нужно

отстаивать. У вас враждебное окружение, вы боретесь сражаетесь,

стреляетесь, с инопланетянами, монстрами, вас соблазняют, вы испытываете

потрясающий сексуальный опыт- вулканический экстаз, все это соответствует

опыту третьей перинатальной матрицы. Борьба смерти и возрождения — таково

слэнговое название этого опыта. Весь наш опыт борьбы, весь наш опыт

сражений в конечном счете резонирует и в каком-то смысле прописан в нашей

душе благодаря третьей фазе родов. В конце концов, мы погибаем в этом

процессе, как плод, как эмбрион и рождаемся как относительно независимое

автономное существо. Пересыхает пуповина, и мы дышим собственными легкими.

Мы делаем первых вдох, рождается новый мир. Краски этого мира играют

заново. Это соответствует четвертой перинатальной матрице. Мы рождаемся.

Открытие Грофа не столько в том, что, путешествуя в психотерапевтической

машине времени, разматывая сложные хитросплетения нашей жизни и пытаясь

просветить осознаванием неведомые ситуации, которые стали для нас

травмами, которые закрыли нас и вырезали какие-то куски мира, которые

отсекли нас от живительного общения с миром, которые сократили нас,

отредактировали наше восприятие, сделали нас ограниченными, такими, как мы

есть в данный момент, стратегия Грофа состоит не только в том, что

продолжая исследования Фрейда, работая с личностной биографией, как Юнг,

работая с трансперсональными сюжетами, оказывается