Владимир Майков

Мир Станислава Грофа

его книжка, которую мы перевели как

"Путешествие в поисках себя" называется "Приключение открытия себя", то

есть дух авантюрного поиска, дух приключений. К сожалению это не так-то

просто передать при переводе на русский язык. Это авантюрность в высоком

мушкетерском стиле, французском, когда мы готовы поставить жизнь на карту,

когда мы рискуем собой, чтобы получить что-то новое. Вот это путь воина,

человека, который идет. Или понятие визионера или видящего у Кастанеды.

Это человек, который способен охватывать миры до какого-либо их разрешения

в слова. Гроф в этом смысле постоянно беременен новыми мирами. Многое из

того, что я получил, и я знаю, что это получил, обучаясь у Станислава

Грофа, многое не вошло в его книги. Я вижу, как тщетно слово, я вижу, как

трудно даже такому мастеру выразить то, что он делает. Очень многое

оказывается неотделимо от личности. Мой друг, Александр Неклесса вводит

понятие восьмимерной матрицы знания и вам, как студентам это небесполезно

будет знать. Я немного отвлекусь, чтобы пояснить эту тему. В каждом

человек, в каждом мастере существует нечто неотделимое от его мастерства

от его судьбы, почему всегда необходимо идти как можно ближе к источникам

и учиться у мастеров. В чем смысл восточной линии преемственности? Учитесь

всегда у мастера, который учился у мастера, который учился у основателя,

скажем, кунг-фу, рэйки, каратэ, у основателя такой-то школы тибетского

Буддизма, у зеленого Кутуба, у пророка Мохамеда и т. д. Вот линия

преемственности. Того, как Игнатий Лойола в своих медитациях постиг

крестные муки Христа. Или как святые отцы, подвижники церкви и апостолы

повторили данный подвиг. Стремление к первоисточнику. Что это за

магическое знание, что это за матрица, которую можно получить только

тогда, когда вы восходите к первоисточнику, и которую никогда не

отпечатать или отпечатается почти неразличимо, если вы учитесь из книг или

учитесь как-то вторично.

Позвольте мне все-таки ввести эту восьмимерную матрицу знания. Мы можем

разбить знания по нескольким критериям, это простая схема, но она

позволяет нам очень многое понять. Знания бывают рациональные и

иррациональные. Это очень просто. Что-то мы понимаем своим рассудком,

что-то не понимаем, не ухватываем в наших обычных схемах и говорим, что

это непонятно, это невразумительно, это необъяснимо, это неописуемо.

Знания бывают явные и неявные. Явные знания, когда я чем-то владею, я

знаю, что я этим владею, я научилися, сдал экзамены по этому. И неявные

знания, которые актуализируются в запрос на какую-то ситуацию. Меня

бросили в воду, и я наконец-то узнаю, что я умею плавать. Плаваю в этом

неведомом океане, плаваю в этом неведомом мире. У меня есть эти знания и я

могу их развить. Знание, которое ранее было латентным или архетипическим,

оно всплывает. Или оно рождается в момент запроса. Знание неявное. Я даже

не подозревал, что оно у меня имеется. И наконец, знания можно определить,

как отчуждаемые, передаваемые, как я передаю вам сейчас свой опыт,

осознавая поцесс этой передачи. Зная и совершенствуя свое мастерство. И

знания бывают неотчуждаемые. То есть то знание, которое не смотря ни на

какие мои усилия я не могу вам передать, как не может передать свой опыт,

свой талант, свое состояние просветления Будда, как не может передать свой

талант живописца Сальвадор Дали, и талант пианиста Антон Рубинщтейн. Это

относится к неотчуждаемому знанию. И в каждом из нас есть слой знания

уникальных свойств, который не отчуждаем от нас как живых, не отчуждаем от

нашей уникальности. Может эта неотчуждаемость и составляет ядро того, что

называется личностью в христианском смысле. Здесь она уводит в эту бездну

и в эти тайны. Из этих трех двоичных классификаций грубых знаний можем

получить восемь видов знания. Комбинируем рациональное, отчуждаемое и

явное. Два в степени три. Всего восемь возможностей. Обычное знание-

рациональное отчуждаемое, явное. Это знание составляет корпус того, что

называют научным знанием. Если вы у меня под супервизорством обучаетесь

психотерапии, то я формирую в вас некоторые моменты, формирую вашу