ДВ Меланьин

Самоучитель практического гипноза

из тех, кто столкнулся с подобным, го¬воря о форме этого объекта, сравнивают его с «тарел¬кой» или «шаром». Описания подобного рода встреч в начало века отличаются тем, что форма объекта воспри¬нимается как сигарообразная. Читатель, наверное, помнит, что на рубеже 19-20 веков появился и получил широкое распространение летательный аппарат дири¬жабль, как раз имеющий форму сигары. В средние века главными объектами схожих рассказов являются «летучие корабли» и «ангелы». Все это показывает, что человек формирует для себя картину окружающего мира, исходя из опыта эпохи, в которую он живет.

Другой Важной особенностью строения нашего внут¬реннего мира является то, что человеческая «карта» имеет большое количество деталей, связанных со взаи¬моотношениями между людьми. Многие, наверное, за¬мечали, что иногда, разговаривая с собеседником, начи¬наешь испытывать некоторый дискомфорт, хотя види¬мых причин для этого нет. Оказывается, степень психологической близости с партнером определяет и ту дистанцию, на которой мы с ним обычно общаемся. И если эта дистанция нарушена, то возникает безотчетное беспокойство. С известной степенью условности можно выделить четыре типа дистанций:

Люди, находящиеся в очень близких отношениях, могут позволить себе общаться на расстоянии от О до 40 см и при этом не испытывать дискомфорту. Это расстояние получило название «интимная дистанция общения». Со знакомыми, коллегами по работе, не очень близкими друзьями, мы обычно общаемся на расстоянии от 40 см до 1,5 м. Это «личностная дистанция общения». «0фициальная дистанция» — от 1,5 до 3-4 м. Это дистанция общения в отношениях типа «начальник-подчиненный». Еще существует так называемая «открытая дистанция» —

свыше 4 метров, дистанция общения, с аудиторией или

большой группой людей.

Дистанция комфорта не является чем-то неизмен¬ным. Например, она зависит от особенностей культуры, в которой воспитывался человек, или даже, географического места его рождения. Так, например, у американ¬цев есть шутка: «Если южноамериканец и североамери¬канец начнут беседу в одном углу комнаты, то закончат ее в другом». Комфортная дистанция общения у людей, живущих на юге меньше, чем у тех, кто живет на севе¬ре. Поэтому в ходе беседы южноамериканец

будет все время приближаться к партнеру, а североамериканец соответственно отодвигаться. При этом у них возникнут разные впечатления друг о друге. Южанин скажет себе: «Надо же, какой высокомерный и холодный человек», а северянин подумает: «Какой навязчивый этот южноаме¬риканец».

Экспериментально было обнаружено, что на воспри¬ятие человека в процессе общения влияет такой фактор, как тип телосложения. Полный мужчина вызывает впе¬чатление добро душного, сердечного, немного болтливого, старомодного, доверчивого, эмоционально открытого людям, любителя житейского комфорта и еды. Мужчине атлетического вида приписываются такие качества, как сила, мужество, смелость, уверенность в себе, энергичность, дерзость, инициативность. Хрупкий, высокий, худощавый мужчина воспринимается как любящий уе¬динении, скрытный, нервный, честолюбивый, подозри¬тельный, чувствительный к боли.

Замечено, что направление взгляда другого человека может влиять на наше впечатление о нем. В одном экс¬перименте, новый преподаватель, впервые читая лекцию аудитории, по просьбе экспериментатора, долго и непре¬рывно смотрел на одну группу студентов, а на другую только мельком. После опроса студенты из первой груп¬пы оценили его, как властного и уверенного в себе чело¬века, а другие отнесли его к разряду очень стеснитель¬ных людей.

Хотелось бы подчеркнуть, что и выражение глаз су¬щественно влияет на складывающееся впечатление о другом человеке. В эксперименте молодым людям пока¬зывали несколько одинаковых фотографий девушки, сделанных с одного негатива. На одной фотографии с помощью ретуши были чуть расширены зрачки. Моло¬дых людей просили сказать, на какой из фотографий девушка выглядит наиболее привлекательно. Обычно выбиралась фотография, на которой зрачки чуть расши¬рены. Когда испытуемых спрашивали, а почему именно эта, то признак, действительно повлиявший на выбор, не назывался. Обычно говорили об удачно выбранном ра¬курсе съемки, о лучшей контрастности и тому подобное.

Наша «карта» содержит множество подобного рода деталей, о существовании которых мы даже и не подоз¬реваем. Но именно эти детали часто и определяют воз¬никающие симпатии