ДВ Меланьин

Самоучитель практического гипноза

на правом бедре», лучше будет сказать «вы чувствуете температуру своей руки лежащей на бедре». Люди в большинстве случаев чувствуют тепло своей руки, но что вы будете делать, если окажется что ваш визави, чувствует холод руки. Поэтому, сказав, что он чувствует температуру своей руки, вы тем самым избавите себя от риска допустить ошибку.

Описывайте своему собеседнику скорее класс или тип переживаний, нежели сами эти переживания. Для каждого человека одни и те же слова несут разное представление. (Например, слово "покой" для вас и для него будет иметь очень разное значение. То есть, вы будете представлять себе совершенно разные ситуации, связанные с "покоем", но класс переживаний этим словом обозначается вполне удовлетворительно). Поэтому, используя общие слова, не конкретизирующие ситуацию и не относящиеся к определенной модальности помогут вам навести транс намного быстрее и без риска допустить не нужных ошибок.

Интонации.

С помощью интонации вы можете более интенсивно привлечь внимание собеседника к своим высказанным словам. Если вы сделаете свою речь ритмичной с помощью интонаций, то люди будут легко подстраиваться к вашему ритму, и связывать полученный в ходе такой подстройки внутренний отклик с интересом к сообщению, наложенному на ритм. Очень хорошо сочетать ритм с описанием повторяющихся процессов или ритмических процессов: шум падающих капель, качание лодки, горение костра и т.д.

Например, вы можете описывать горение костра и играние языков пламени… которые ярко вспыхивают… и утихают… и каждый раз, ярко вспыхивая… раздается резкий треск горящих ветвей…которые потом успокаиваются… и тихо горя… мягко и легко пощелкивают своим необычным легким звуком… а вдали… где-то при серебряном свете луны… виднеется лодка, которая качается на волнах…то верх, то вниз…и это очень спокойное и медленное качание…качание лодки… вверх и вниз…

Также с помощью интонаций вы можете привлечь внимание многих людей, есть даже стандартных шаблон привлечения внимания с помощью интонаций: понижающая интонация при описании проблемы, повышающая к концу описания, пауза, повышающая интонация при описании решения. Это типичный шаблон политиков и сказочников:

И помер Кощей Бессмертный… а Иван-Царевич с молодой женой…вернулся к батюшке домой…

Нет, господа, вы только посмотрите на него… вчера он пытался обмануть нас…а сегодня просит денег взаймы…

Чередованием интонаций мы создаем некоторый включенный в речь ритм, и это заставляет людей реагировать более интенсивным усвоением сказанного.

Речь гипнотизера с использованием стратегии субъекта.

Во время общения с субъектом, гипнотизер использует слова предикаты ведущей модальности собеседника, но для более эффективного воздействия на субъекта можно использовать его стратегию.

Не существует человека, который бы пользовался одной модальностью на все случаи жизни. Мы только предпочитаем одну модальность, а пользуемся всеми тремя, причем делаем это в какой-то последовательности для окончательного принятия решения. Эта последовательность, индивидуальная для каждой группы задач, которые мы решаем, называется "внутренней стратегией".

Так, например, когда я пишу эту книгу, то каждая фраза вначале отсылает меня в аудиальную модальность: я вспоминаю, что говорил на семинаре, и о чем меня спрашивали слушатели. После этого я перехожу в зрительную модальность, представляя себе, как будет выглядеть на бумаге напечатанная фраза. И затем я обращаюсь к кинестетической модальности, пытаясь почувствовать, будет ли текст интересным и понятным. Если не использовать названия модальностей, то мою стратегию можно описать так: "слышу- вижу- чувствую". Эта стратегия будет работать у меня при написании любого текста — письма, статьи, записки.

В другой ситуации, скажем, при выборе партнерши для танца, я буду пользоваться другой стратегией: "вижу- чувствую- говорю себе" (вижу симпатичную женщину, чувствую, что она мне приятна, говорю себе, что имеет смысл пригласить ее на танец). Для разных задач — разные стратегии, при написании текста я пользуюсь первой, а приглашая кого-либо провести со мной время, — второй.

Для простых задач стратегия тоже может быть простой, включающей в себя не три, а две модальности: "вижу-чувствую", "слышу-чувствую". Практическую ценность имеет

стратегия принятия решений вашим