ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

СОЗНАНИЯ

Прежде мы рассмотрели определённые аспекты слияния сознания и увидели, каким образом это становится возможным, а также как это ведёт к обретению более высоких уровней знания и силы. Другой интересный вопрос, который мы можем рассмотреть, – это членение или дробление сознания при его нисхождении в материю. Подобно тому как слияние или единение сознания происходит благодаря эволюционным процессам, членение или дробление сознания происходит в силу инволюционных процессов. Таким образом, этот процесс противонаправлен единению и возникает при условиях, противоположных тем, которые необходимы для единения.

Расчлененное и нерасчлененное состояния сознания описываются в двух афоризмах "Йога-сутр", приведённых в самом начале первой главы. Вот они:

Tad? drashtuh svarupe 'vasth?nam

"И тогда (в нерасчлененном состоянии) наблюдатель утверждается в своей собственной сущностной и фундаментальной природе". (I-3)

Vritti-s?r?pyam itaratra

"В других (расчлененных) состояниях имеется отождествление (наблюдателя) с модификациями (ума)". (I-4)

Иными словами, когда постигший себя индивид утверждается в своей истинной природе, он находится в сфере целокупного сознания или Сат, самодостаточной целостности, пребывая над сферой ума. Когда же он функционирует в ментальной сфере, его сознание ассимилируется с модификацией ума. Свет сознания вместо того, чтобы концентрироваться на себе, распыляется на объекты, содержащиеся в уме.

Такая ассимиляция света сознания объектами, находящимися в сфере ума, может быть эффективно проиллюстрирована простым опытом, приведённом в другом контексте. Если установить электрическую лампочку в стеклянном баке, наполненном чистой водой, лампочка будет сиять собственным светом и будет отчётливо видна в прозрачной воде. Но если при помощи турбины, помещённой в эту емкость, воду привести во всё ускоряющееся движение, появится волнение, оно будет становиться всё больше, и, в конце концов, свет лампочки скроется из вида. Свет лампочки будет сливаться с образующимися более плотными пузырьками. Он станет освещать возникающие в воде образования вместо того, чтобы освещать саму лампочку. Если движение замедляется, – пузырьки становятся всё менее заметными и плотными, и, в конце концов, исчезают, в результате чего вода становится прозрачной. Тогда лампочка вновь светит своим собственным светом, а не освещает пузырьки, находящиеся в воде.

Это почти совершенная иллюстрация, показывающая, как свет целокупного сознания рассеивается и исчезает,