ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

строго говоря, жизненными явлениями. Жизнь, таким образом, является результатом взаимодействия сознания и материи настолько, насколько это взаимодействие может объективно восприниматься в материальной оболочке, если употреблять слово материальный в его самом широком смысле и включать в него даже тонкие виды материи. Итак, жизнь относится к оболочке и связана с ней точно так же, как ум связан с сознанием и находится в сфере сознания. Эти отношения становятся ясными из вышеприведённой диаграммы.

Рассмотренный ранее взгляд на жизнь и её место в проявленном показывает не только её отношение к другим разновидностям существования – сознанию, уму, материи и т. д., но также помогает нам увидеть жизненные явления в правильной перспективе, а не перемешанными с другими видами явлений. Эта точка зрения является общим взглядом, основанным на определённых принципах, и поэтому она позволяет нам расширить идею до невидимых тонких сфер Природы. Где бы ни была организованная оболочка, в которой работают различные силы, там существует определённый вид жизни. Фактически, жизнь – это выражение соответствующих сил в оболочке, которая при их отсутствии является инертной, каковой и должна быть чисто материальная оболочка.

Живое физическое тело является оболочкой, которая находится в контакте с атмой, человеческим духом. Когда атма покидает её, контакт прерывается, взаимодействие прекращается, а тело становится простым материальным и безжизненным конгломератом, т.е. мёртвым. Таким образом, мы видим, как контакт чисто материальной оболочки с сознанием является предпосылкой для наличия жизненных явлений высшего порядка, а явления, которые не имеют такого контакта, относятся к низшей категории и работают в соответствии с законами неживой материи. Мёртвое тело – это просто скопление атомов и молекул, которое следует законам инертной материи, и поскольку нет сил, которые сформировали бы его как организованную оболочку, оно распадается.

Такое же отношение сознания, ума, жизни и материи существует и на астральном, или низших ментальных планах. Когда дживатма покидает тонкое тело, функционирующее на этих планах, оно медленно распадается или умирает. То же самое происходит, когда достигшая высоких постижений индивидуальность покидает одно за другим три личностных тела в процессе погружения в Себя после смерти физического тела.

Рассматривая проблему с этой точки зрения и считая жизнь явлением, существующим в организованной оболочке и появляющимся