ИТаймни

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЙОГИ

если их проанализировать, уходят корнями в свою фундаментальную и особенную природу, которая зависит, выражаясь научно, от трёх видов движения: гармоничного, беспорядочного и от отсутствия движения. Тщательное изучение всей проблемы применения теории гун к различным сферам жизни в свете вышеизложенного показывает, что многие положения относительно гун, высказанные в таких книгах, как Бхагавад-гита, совершенно справедливы и находятся в гармонии с научными фактами.

Глава 25

ТЕОРИЯ ПЯТИ БХУТ, ИНДРИЙ И ТАНМАТР (1)

В работе "Человек, Бог и Вселенная" мы уже обращались к концепции присущих Сознанию Таттв, посредством которых проявленная вселенная эффективно и гармонично функционирует в течение всего своего существования. Как указывалось в главе, посвященной этой теме, термин "таттва" в том смысле, в котором он используется в индуистской философии, имеет очень важное и глубокое значение, хотя ему очень сложно подобрать определение. Буквально это означает "таковость". "Таковость" – это сущностное качество вещи, которое отличает её от всех остальных вещей, и поэтому слово "таттва" в самом широком смысле выражает сущностное качество, воплощённое вещью или группой вещей. Таким образом, понятно, что таттва – это принцип, воплощающийся в ряде вещей, которые благодаря этому приобретают некоторое природное сходство, хотя могут выражаться по-разному. Этот принцип может быть функцией, и тогда "таковость" выражается группой вещей, имеющих общую функцию в своём проявлении. Отсюда видно, что значение слова таттва является неоднозначным, его трудно чётко определить. Но из обсуждения этой темы изучающий йогу может получить общее представление о том, что же всё-таки под данным термином подразумевается.

Хотя таттвы бесчисленны и не поддаются чёткому определению, существует группа, состоящая из пяти таттв, которые хорошо известны и часто встречаются в литературе по йоге, поскольку они лежат в основе механизма чувственного восприятия. Эти таттвы называются панча-таттва или "пять таттв", но чаще их называют панча-бхута. Слово "бхута" – это ещё одно санскритское слово, весьма неоднозначное и многомерное, но так как его значение частично совпадает со значением слова таттва, в данном контексте эти два слова используются почти как синонимы. Нам нет необходимости детально обсуждать концепцию панча-бхута, для этого изучающий йогу может обратиться к комментариям афоризма III-45 в книге "Наука йоги". Однако мы можем рассмотреть несколько аспектов этой важной концепции,