Петр Успенский

Четвертый путь

машина. А затем, если вы осознаете, что являетесь машиной, и хотите выяснить, можете ли перестать быть машиной, опять-таки единственным методом является попытка.

В. Вы сказали, что только люди равного бытия могут понять друг друга?

О. Это не вполне правильно понято, так как если два человека имеют равное неправильное бытие, они не поймут друг друга. Понимание между людьми приносит не равенство, но некоторый

172

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

уровень, не только бытия, но также и знания. Различные уровни, такие, как уровни людей No 5, No б и No 7, предполагают уровни как знания, так и бытия. Люди No 5, предполагается, понимают друг друга, люди No 6 понимают лучше, и люди No 7 понимают полностью. Даже люди No 4 понимают друг друга по сравнению с нами, но мы не можем понимать друг друга, или понимаем только случайно, на один момент, а в другой момент перестаем понимать. Мы не можем полагаться на такое понимание. Люди, знающие друг друга очень хорошо, могут работать вместе в течение ряда лет и в некоторые моменты не понимать друг друга. Вот I почему место или условия, где мы находимся, называется местом смешения языков, ибо все мы говорим на разных языках. По этой причине в правильной школе вы прежде всего изучаете язык, на котором вы можете говорить с другими людьми в школе, а затем, применяя этот язык, - если вы применяете его правильным образом, - будете понимать друг друга. Вот почему новый язык необходим. Если вы не изучаете этот язык, или язык неправилен, вы никогда не поймете друг друга.

В. Может ли одно и то же слово иметь различное качество значения в соответствии с уровнем людей, применяющих его?

О. Да, может. Слова начинают достигать объективного значения с уровня человека No 4. Люди NoNo 1, 2 и 3 совершенно субъективны, и каждый понимает любое слово своим собственным образом. Но, если люди знают этот язык или даже несколько слов из него, они могут применять их в одинаковом значении.

В. Если вы поняли одно слово полностью, будет ли это означать, что вы достигли ступени человека No 7?

О. Нет, вы не можете понять одно слово полностью, а другое - не полностью. Вы должны знать их все на определенном уровне, и тогда ваше бытие изменяется, и вы находите намного больше делений. Таким образом, ваш язык будет становиться более и более сложным. И на некотором уровне вы, возможно, будете нуждаться в новых словах, новых формах, так как старые формы не будут в дальнейшем достаточны.

В. Изменяется ли понимание термина или слова вместе со степенью бытия? Например, будет ли слово "любовь" означать одно для человека No 1 и другое для человека No 4 или 5?

О. Конечно, мы уже можем видеть, как одно и то же слово означает одну вещь для человека No 1, другую вещь - для человека No 2 и третью - для человека No 3. Но на уровне людей NoNo 1, 2 и 3 это является механическим, в том смысле, что люди не могут избежать этого. Они понимают согласно своему уровню, своим способностям, но не согласно значению вещей.

В. Каковы признаки перехода с одного уровня на другой, скажем, с No 3 до No 4 или 5?

ГЛАВА VI

173

О. Человек No 5 является единым, он обладает единством. Он живет без того постоянного конфликта своих "я", в котором живем мы. Он имеет самосознание. Он имеет контроль высшего эмоционального центра. Поэтому он будет знать сам, каково изменение. Другие люди будут знать только то, что он показывает им, так как он может контролировать себя. Человек No 4 знает свою цель и то, как его цель может быть достигнута. Он идет с открытыми глазами, тогда как мы идем с закрытыми глазами.

В. Что вы имели в виду, говоря в одной из ваших лекций, что понимание не может быть различным?

0. Если люди достигают наивысшего уровня, они не могут понимать вещи различно. Это относится к наивысшему уровню, но так как мы только еще стремимся к нему, для нас это лишь принцип. Если люди понимают вещи по-разному, это значит, что все они ошибаются. Простые примеры такого рода мы уже сейчас можем найти. Если два человека действительно понимают что-то, например, если они могут делать что-либо одинаково хорошо, они будут понимать друг друга. Но мы потеряли привычку судить о вещах с практической стороны, мы судим о них теоретически, на словах.

В. Прежде, чем вы достигнете полного понимания, можете ли вы иметь понимание частичное?

0. Мы не можем. говорить в абсолютных понятиях, когда говорим о себе. Мы можем говорить только об относительных значениях. Полное понимание является очень далеким, но мы можем говорить о меньшем понимании и большем