Петр Успенский

Четвертый путь

найти один закон, от которого человек может освободиться, и стать свободным от него. Затем, когда человек освободился от этого закона, он может найти другой. Потом снова освобождается и т. д. Это практический путь к изучению законов.

В. Имеется так много законов, которым мы не можем не повиноваться, например, необходимость спать так много часов каждую ночь. Есть ли это путь к пониманию того, насколько человек является машиной?

0. Нет, не совсем, так как этот закон сна является космическим законом. Человек сделан таким образом; многие космические законы поддерживают такое устройство. Но имеются законы, которые мешают нам со всех сторон или держат нас в зависимости, и не являются необходимыми - у них нет никаких выгодных сторон, и в них нет космической необходимости. Мы находимся под большим количеством совсем ненужных законов и, главным образом, под законом своей механичности. Это то, что подавляет нас. Например, мы живем под законом отрицательных эмоций - это совсем ненужный закон; мы можем жить гораздо счастливее без отрицательных эмоций, хотя люди в это не верят.

В. Имеете ли вы в виду то, что мы должны подчиняться всем этим законам?

0. Мы не можем выходить или не выходить из-под этих законов;

они не спрашивают нас; мы скованны. Они управляют, контролируют и направляют нас.

В. Можем ли мы освободиться?

0. Мы можем, если есть условия. Пути всегда здесь. Четыре пути - это пути освобождения от ненужных законов. Без школ человек не может знать, от каких законов он может стать свободным или не может найти средства к освобождению. Идея в том, что мы находимся под очень многими механическими законами. В конце концов, мы можем избежать какой-то части этих законов путем подчинения другим законам. Единственный путь, как освободиться от власти одного закона - это поставить себя под другой

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

закон. Но это только основная идея. Вам могут показать путь. Но работать вы должны сами.

В. Не ведет ли принятие новых законов в школе к словам и к новому возникновению академизма?

О. Результатом работы над собой является не создание новых законов, а освобождение от ненужных законов. Дисциплина, необходимая на период обучения, - это только средство, не цель. В изучении самого себя необходимы понимание и сознание. Вы не можете бежать, пользуясь только словами. Это то, что невозможно.

В. Зависят ли возможности приобретения постоянного "я" от количества законов, которым подчинен человек?

О. Да. Пытайтесь найти аналогию тому, что значит быть под большим и меньшим числом законов. Представьте человека, живущего обычной жизнью; что существует воинская обязанность и что его призывают в армию. Пока он служит в армии, он находится под большим числом законов; когда он заканчивает свою службу, тогда он - под меньшим числом законов. Затем предположите, что, пока он был в армии, он совершил преступление и посажен в тюрьму. Теперь он также под тюремными законами, в добавление к законам армии, законам страны, физическим и биологическим законам и т. д. Мы должны найти такой вид аналогии, чтобы понимать эту идею. Например, если человек здоров, он находится под определенным числом законов, если он болен, он - под большим числом законов.

В. Это действительно так?

О. Да, конечно. Он должен слушать своего врача или идти в больницу и быть под законами больницы.

В. Какая цель у моей зубной боли?

О. Я не вижу здесь никакой цели.

В. Это часть космического плана?

0. Нет, это другой случай. Вы не можете говорить о цели без масштаба и относительности. Невозможно, чтобы одна и та же цель прилагалась к большой и малой шкале. На все есть причина, но не все имеет цель или намерение; вы не должны забывать об идее масштаба.

В. Кажется, что природа весьма несправедлива и жестока по отношению к человеку?

О. Что вы называете природой? Землетрясение - это тоже природа. Но сейчас мы применяем слово "природа" к органической жизни. Очевидно, что органическая жизнь была создана такой, какая она есть, потому что не существовало других средств. Если мы не любим ее, мы можем изучать методы для того, чтобы убежать. Мы очень малы индивидуально, чтобы быть замеченными любыми высшими силами. Так кто справедлив или несправедлив? Мы оперируем воображаемыми идеями. В маленьком, ограниченном

ГЛАВА VIII

247

круге, в определенных ограниченных условиях, что-то может быть справедливым и что-то несправедливым. Но в большем масштабе эта идея теряет свое значение. Есть много идей, обладающих определенным значением в малом масштабе, но теряющих