Петр Успенский

Четвертый путь

так это, прежде всего, ложная личность. Она не может и не хочет желать помнить себя, и она не хочет позволить вспоминать любой другой личности. Она пытается любыми путями остановить самовоспоминание, взять любую форму сна и назвать это самовоспоминанием. И тогда она вполне счастлива. Вы не должны доверять вашей ложной личности - ее идеям, ее словам, ее действиям. Вы не можете разрушить ее, но вы можете

ГЛАВА VII

213

сделать ее пассивной на некоторое время, и затем, понемногу, вы можете сделать ее слабее.

В. Вы говорите, человек не должен доверять ничему, что связано с ложной личностью, но, кажется, что она - это все, что у него есть.

О. Так быть не может. Есть - вы, и есть воображаемые "Я". Вы - это то, что действительно есть, и вы должны учиться различать это. Оно может быть очень небольшим, очень элементарным, но вы должны быть способны находить что-то достаточно определенное и прочное в самом себе. Если мы целиком являемся ложной личностью, то ничего не может произойти. Существуют люди, у которых есть только ложная личность. Другие стороны этих людей так подавлены, так слабы, что они не могут сопротивляться ложной личности. Эти люди не будут изучать себя, потому что они боятся видеть себя такими, какие они есть. Ложная личность совершенно не любит этого. Обычно, если они начинают эту работу, то скоро ее оставляют, чем-нибудь объясняя это, так как они не способны продолжать самоизучение. Но если человек имеет энергию продолжать изучение ложной личности,, это показывает, что он имеет что-то кроме нее. Как я сказал раньше, эта работа является ежедневной, не один раз в месяц и не один раз в год. Это ежедневный экзамен.

В. Хотите ли вы сказать, что ложная личность может оставлять вас по мере того, как вы становитесь старше?

О. Нет. Если вы ничего не делаете против нее, она растет. Вкусы могут меняться, но она растет. Это есть единственное "развитие", которое происходит в механической жизни. Ложная личность - это наиболее механическая часть нас, настолько механическая, что из-за нее нет никакой надежды. Поэтому ее нельзя допускать к работе.

В. Кажется, что великие люди, например, святые, побеждают ложную личность?

О. Это зависит от степени. Святые описывают чертей, с которыми они вынуждены бороться. Все черти живут в ложной личности.

В. Как я могу помнить мое осознание того, что многое из эмоционального страдания находится в ложной личности?

О. Только путем самовоспоминания. Страдание - это наилучшее возможное средство для самовоспоминания, если вы научились, как применять его. Само по себе оно не помогает; человек может страдать всю свою жизнь, и это не дает ни крупицы результата, но если он учится использовать страдание, оно становится полезным. В момент, когда вы страдаете, старайтесь вспоминать себя.

В. Имеются два вида страдания: одно - от видения моей собственной механичности и слабости, и другое - страдание от видения человека, которого вы любите, больным или несчастным. Как работать против этого или как использовать это для работы?

214

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

О. Вопрос состоит в том, можете ли вы делать что-либо или нет? Если вы можете, вы можете, но если вы не можете, это другое дело. Если мы начинаем страдать из-за всего, в чем мы не можем помочь, тогда мы, конечно, никогда не перестанем страдать. Главное - это обнаружить, насколько много в этом воображения. Мы можем быть совершенно уверены, что его совсем нет, но, если мы делаем еще одно усилие, мы часто видим, что все это воображаемое. Мы имеем ошибочный образ самих себя, и в то же самое время мы приписываем этому ошибочному образу реальные черты. Но если этот образ фальшив, тогда все, что с этим связано, является фальшивым, и страдание человека также фальшиво. Оно может быть очень острым, но это не делает никакой разницы. Воображаемое страдание обычно более неприятно, чем реальное, так как с реальным страданием вы можете что-то делать, но с воображаемым страданием вы ничего не можете делать. Вы можете только отделаться от него, но если вы любите его или горды им, тогда вы вынуждены сохранять его.

В. Я все еще не вижу, как начать понимать ложную личность.

О. Вы должны знать, чем она является, указать ей место, так сказать; это есть первый шаг. Вы должны осознать, что любое отождествление, любое учитывание, любая ложь, в том числе и ложь самому себе, все слабости, все противоречия, видны они или нет, все они являются ложной личностью. Она подобна особой породе собак. Если вы не знаете ее, вы не можете говорить о ней. Даже видеть