Петр Успенский

Четвертый путь

имеют определенную ценность. Это единственный путь победить сомнения. Чтобы развиваться, вы должны иметь некоторую способность к оценке. Единственный практический подход - это думать о различных сторонах самих себя и находить стороны, которые могут работать, и стороны, которые не могут Некоторые люди имеют реальные ценности, некоторые имеют ложные ценности, а некоторые не имеют никаких ценностей вообще. То же самое с различными "я".

226

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

Люди могут истратить свою жизнь, изучая системы и системы слов, и никогда не подойти к реальности. Три четверти или девять десятых нашего обычного знания не существует реально: оно существует только в воображении. Но эта работа должна быть практической с самого начала.

Вы должны понять, что без работы, без системы человек ничего не может делать. Если человек начинает работать, то у него есть некоторый шанс. Но даже в работе имеются опасности, ибо если люди думают, что они могут делать что-то, и в то же самое время отказываются от работы над приобретением контроля, если они остаются слишком долго в теории и не сознают, что никакой вид изменения не возможен без больших усилий, если они продолжают откладывать эти усилия до завтра, тогда это непрерывное колебание начинает производить эффект, и спустя некоторое время наступит опасный момент. Он не наступает вначале, но только если в течение длительного времени вы не делаете ни достаточных усилий, ни серьезной работы. Затем, вместо единства, человек со всеми своими чертами и личностями оказывается расколотым на две половины - одна его половина помогает личной работе, а другая безразлична или даже враждебна. Эти две группы живут рядом, функционируя по возможности по очереди, - одна может проявиться утром, другая вечером. Это очень опасно. При наличии двух таких групп безразличие одной разрушает результат работы другой группы, развитие в целом прекращается. Этой второй части необязательно быть плохой или враждебной к работе, но только слабой, а слабость и сила не могут расти в одно и то же время. Поэтому необходимо бороться очень быстро и безжалостно против этого, иначе это может вести к двойной кристаллизации.

В. Как можно обнаружить формирование этих двух групп?

О. Если человек учится наблюдать себя, он может обнаружить, когда это начинает происходить, и тогда он должен не позволять этому продолжаться слишком долго, так как с каждым днем ему станет все более трудно с этим бороться. Но это проявляется по-разному в различных случаях.

В. Может ли это быть результатом приобретения знания без понимания?

О. Нет. Даже понимание возможно в таком случае, только без действия. Видите ли, даже знание и понимание не могут помочь, если человек не работает над бытием. Если воля не растет, человек может понимать и не быть способным ничего делать. Если люди ждут слишком долго, не делая серьезных усилий или не принимая серьезных решений, у них может начаться двойная кристаллизация. Тогда они не могут получить никаких результатов в своей работе, а спустя некоторое время они могут даже получить ошибочные результаты.

ГЛАВА VIII

Место человека в мире - Ограничения нашего восприятия и мышления - Знание - это знание всего - Принципы относительности и масштаба - Закон Трех - Четыре состояния материи - Мы не видим третью силу - Закон Семи - Восходящая и нисходящая октавы - Интервалы наблюдения - Луч Творения - Воля Абсолюта - Луч. Творения как инструмент для нового мышления - Специальный язык - Луч Творения как октава - Органическая жизнь на Земле - Питание Луны - Космические влияния - Механические влияния Луны - Влияния и состояние бытия - Планетарные влияния и сущность - Освобождение от законов - Возможность развития - Человек как часть органической жизни - Изучение законов - Справедливость и несправедливость - Законы, принадлежащие человеку - Работа против природы - Изучение космологических идей как помощь самовоспоминанию - Закон Трех и создание - Переход сил - Три октавы излучений - Таблица Водородов - Различные уровни материи - Боковая октава - Возможность эволюции.

Мы

ДОЛЖНЫ СКАЗАТЬ 0 МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, так как отныне мы должны всегда изучать человека в связи с его местом, ибо с этим связаны его возможности и ограничения.

В первой лекции я говорил, что мы должны изучать человека и, параллельно с этим, мы должны изучать мир, в котором человек живет, чтобы попытаться понять, почему человек является тем, что он есть, и почему он не может быть чем-то иным. Мы не можем найти ответы на все эти вопросы, если мы изучаем