Кант Иммануил

Критика чистого разума

безусловное единство качества, т. с. она познает самое себя не как реальное целое, а как нечто простое,

3. безусловное единство при множественности во временя, т. с. она познает самое себя не как нечто численно различное в разное время, а как один и тот же субъект,

4. безусловное единство существования в пространстве, т. с. она познает самое себя не как сознание многих вещей вне се, а только как сознание своего собственного существования, причем все другие вещи суть только се представления.

Разум есть способность создавать принципы. Утверждения чистой психологии содержат в себе не эмпирические предикаты о душе, а такие предикаты, которые, если они имеются, должны определять предмет сам по себе, независимо от опыта, стало быть, чистым разумом. Следовательно, они должны были бы основываться, естественно, на принципах и общих понятиях о мыслящих сущностях вообще. Вместо этого мы находим, что всеми ими управляет единичное представление я есмь, которое именно потому, что оно (неопределенно) выражает чистую формулу всего моего опыта, провозглашает себя всеобщим положением, значимым для всех мыслящих сущностей, и, хотя оно во всех отношениях есть единичное суждение, оно содержит в себе видимость абсолютного единства условий мышления вообще ж потому распространяется за пределы возможного опыта.