Юрий Владимирович Росциус

Гадания: суеверие или знания

френологии Иоганн Каспер Лафатер в кругу своих интимных друзей частенько говорил: «Я умру не естественною, природой вызванной смертью, а приму смерть от руки низкого злодея, движимого алчными животными инстинктами». И в самом деле он был убит пьяным солдатом.

Рассказывают, что когда знаменитый френолог Франц Йозеф Галль, популяризируя свою теорию, ездил по городам и весям, ему в Париже представили совсем юного студента. Едва взглянув на череп молодого человека, Галль воскликнул: «Ах, какой гениальный лингвист!»

Шестнадцатилетний юноша, которого тогда представили Галлю, владел в то время, не считая латыни и греческого (и французского, разумеется), по меньшей мере полудюжиной восточных языков! Это был Франсуа Шампольон!

h3 align="center">V. И еще о получении информации с помощью аксессуаров

Отыскание конкретных примеров, свидетельствующих о различных способах получения информации с применением аксессуаров, является отнюдь не простым делом. Поэтому информацию о некоторых видах гаданий мы дадим со ссылкой на работы известного британского антрополога и этнографа Эдварда Тейлора. В работе «Первобытная культура» (М.,. 1939) он пишет: "Гаруспикация (гадание по внутренностям) среди малокультурных племен свойственна преимущественно малайцам, полинезийцам и различным азиатским племенам. Имеется упоминание о применении ее в Перу инками. Рассказ капитана Бертона о Центральной Африке, по-видимому, вполне выясняет ее символический принцип. Он описывает «мганга», или колдуна, который узнает суд божий, убивая и разрывая курицу и рассматривая ее внутренности. Если около крыльев оказывается чернота, то это предвещает измену детей или родственников. Спинная кость изобличает в преступлении мать или бабку, хвост указывает на виновность жены и т.д. В Древнем Риме, где это искусство играло важную роль в общественных делах, употреблялся тот же способ толкования. С течением времени гаруспикация исчезла из употребления в большей степени, чем все другие волшебные приемы. Однако даже и теперь можно указать характерный остаток ее в Бранденбурге. Здешние крестьяне, заколов свинью, осматривают ее внутренности. Они считают, что перевернутая селезенка предвещает и другой переворот, именно смерть в семействе.

Рядом с гаруспикацией можно поставить искусство гадания на костях. Североамериканские индейцы, например, кладут на огонь плоскую кость дикобраза и по цвету ее судят, будет ли успешна охота на этого животного. Главным приемом является гадание по кости лопатки,