Юрий Владимирович Росциус

Гадания: суеверие или знания

вопреки возможным ожиданиям, описания, которые дают испытуемые, не обязательно подчиняются привычной логике (то есть не сводятся к обоснованной «надежной» догадке), а, наоборот, зачастую уводят в сторону, противоположную даже его собственным ожиданиям". Не стану более затруднять читателя громоздкими цитатами: хотелось показать сущность и серьезность экспериментов последних лет, хорошо согласующихся как с высказыванием Калдоуна, так и с деталями упоминавшегося выше наблюдения заключения Тильзитского мира. Ведь девушки гадали на брата одной из присутствовавших, бывшего в то время вдали от родных мест, очевидно, именно там, где происходила экстравагантная встреча двух императоров, то есть он и был тем лицом, на которое гадавшая девица «нацеливалась» в своем стремлении увидеть далеко происходящее. Вспомните при этом, что и Парацельс говорил о способности человека, позволяющей ему видеть за тысячи миль своих друзей и обстоятельства, в которых они находятся! Полная аналогия с сообщением американских ученых! Не такой ли персоной служил в «знакомстве» Юрлова с его будущей невестой Антон Маркович Гомулецкий? Ведь результат был достижим лишь в пределах земной жизни Гомулецкого, о чем он сразу же сказал Юрлову?!

Вы, вероятно, заметили, что отдельные высказывания и свидетельства словно бы поддерживают друг друга, помогают завоевать доверие и признание.

Кстати, некоторые авторы склонны считать наблюдаемые в подобных ситуациях образы объективно существующими. Taк, в книге «Роль вооораження в развитии естественных наук» (Тиндаль Д. Вятка, 1873) говорится: «Существуют приемы так называемой крясталломантии, когда у лиц, рассматривающих кристаллы или стеклянные геометрические тела, возникают в низших нейронах совершенно самопроизвольные галлюцинации. Так, получающееся на стеклянном шаре изображение может быть поразительно точным и верным. Пьер Жане указывает, что иногда „смотрящий“ даже отходит от шара и берет лупу. Возвратившись, он находит прежнюю картину, которую и рассматривает в лупу. Картина разворачивается перед ним все шире и щире, детали становятся все яснее и яснее… Мне приходилось наблюдать такую особу, у которой видения эти сходили с шара; она переносила их на бумагу и рисовало карандашом картину своей галлюцинации».

Если доверять свидетельству Жане, изображение имело объективный характер, ибо было возможно пользование лупой, дававшей обычный эффект увеличения и возможности детализации изображения, за счет преломления