Заруцкий Ф Д, Федор Тарас

Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ

5-6 км/ч. Но ско-

рость движения снижается до нескольких сотен и даже десятков метров в

час при передвижении через участки торосистого льда.

Преодоление препятствий на маршруте в Арктике требует знания опреде-

ленных правил и приемов. Двухтрехметровые трещины можно просто перепры-

гивать, сняв с себя весь лишний груз и перебросив его на противоположную

сторону; четырех-шестиметровые участки заполненные снежной кашей (снежу-

рой), переходят с помощью "снежного моста" из небольших глыб и обломков

льда. Если путь преграждает высокая гряда торосов, лучше всего попы-

таться обойти ее или отыскать в радиусе 300-500 м проход. Преодолевать

гряду следует не торопясь, соблюдая максимальную осторожность, так как

глыбы льда зачастую находятся в неустойчивом положении и, обрушившись

под ногами, могут причинить серьезные травмы (перелом, вывих, растяжение

связок).

Небольшие разводья можно преодолевать на спасательной лодке или ис-

пользовать в качестве своеобразного парома отдельно плавающую льдину,

отталкиваясь от окружающих льдин палкой или автоматом. Но переправы че-

рез открытые участки воды - крайняя мера. Их лучше обойти или переждать,

пока не образуется прочный лед. Процесс ледообразования идет довольно

быстро, и тем интенсивнее, чем ниже температура воздуха. Так, прирост

льда (при начальной толщине 10 см) при температуре -5 °С составляет 0,6

см, с понижением температуры до -25 °С - 2,9 см, а при -40 °С - 4,6 см в

сутки.

Зимние переходы в тундре не менее трудны. Единственным ориентиром,

который иногда может помочь в выборе правильного направления, служат гу-

рии - искусственные гряды камней, сложенные на берегу в качестве опозна-

вательного знака.

Особенно опасен переход в степи и в тундре во время пурги. Сильный,

пронизывающий ветер сбивает с ног, изматывает силы, затрудняет дыхание,

человек быстро слабеет. Так, при ветре 25 м/с темп движения снижается с

5 до 0,5-1 км/ч.

Воздействие низких температур в сочетании с сильным ветром ведет к

быстрому увеличению энергозатрат. Например, при ходьбе на встречном вет-

ре они возрастают до 634 ккал/ч. В результате организм, расходуя тепло,

быстро охлаждается. Кроме того, при скорости ветра свыше 10 м/с нор-

мальное дыхание нарушается, поскольку воздушный поток затрудняет акты

вдоха и выдоха. Но, самое главное, в пургу человек лишается способности

здраво осмысливать создавшееся положение, теряет ориентировку и легко

становится жертвой холода.

Движение в тайге

Находясь