Заруцкий Ф Д, Федор Тарас

Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ

транспорта, а на некоторых оно разрешалось только

днем и только после тщательного осмотра соответствующего участка дороги

в целях поиска мин.

Серьезнейшей опасностью для диверсантов являлись вражеские засады,

поджидавшие их на подступах к магистралям и на путях отхода. Их можно

было ожидать и на любом участке маршрута. А ведь подрывникам-разведчикам

каждый раз приходилось проделывать огромный путь от базового лагеря до

места диверсии. Преодолевая чащобы и буреломы, болота и открытые прост-

ранства по 30-40 км, а в отдельных случаях и до 100 км, (когда ставилась

целевая задача на проведение диверсии в особо отдаленном участке магист-

рали), несмотря ни на какие преграды диверсанты все же выполняли свои

задачи.

Тактика действий диверсантов на железной дороге обычно была следую-

щей. Группа подрывников почти всегда действовала под прикрытием подгруп-

пы охраны. Подойдя к дороге, группа, залегала в пределах видимости же-

лезнодорожного полотна, изучала обстановку, вела наблюдение, выбирала

место подхода к полотну. Иногда это длилось несколько суток. Установка

каждой мины требовала подлинного мастерства, предельного напряжения и

внимания. Особую опасность представляла установка неизвлекаемых мин,

способных сработать от любого колебания почвы. Большого умения требовала

и маскировка мин. На месте их установки не должно было оставаться ника-

ких следов. Нельзя было перемешивать сухие верхние слои с сырыми нижними

- это сразу бы вызвало подозрение охраны. Лишнюю землю уносили с собой

на плащ-палатке. Установив мину, сверху укладывали поселенные камешки -

так, как они лежали вдоль полотна до минирования. Отходя убирали свои

следы. А ведь все это делалось ночью, в абсолютной темноте, с соблюдени-

ем тишины: при малейшем звуке в небо взмывали ракеты и мгновенно откры-

вался огонь...

Теоретически, для того, чтобы перебить железнодорожный рельс требует-

ся 200 грамм тротила или 400 грамм аммонита или аммонала, но на самом

деле взрыв должен быть настолько сильным, чтобы выхватить в настиле по-

лотна воронку, через которую не перескочить колесным парам паровоза и

вагона. А для этого надо не менее 3-4-х килограммов тротила. Под большой

эшелон ставили 3-4 заряда в разных местах полотна. Удобно было взрывать

полотно на повороте, там заряд ставился в стык рельса тогда эффект был

больше.

Разведчиками-диверсантами для диверсий на автомобильных дорогах была

разработана оригинальная тактика под названием "поле