Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ т2

как свою инструментальную причину. Принцип кармы действует в соответствии с духовными целями человека. Он не устанавливает границы целей или готовые различия между добром и злом. Последние предписаны бесконечным духом, который также с помощью своей шакти заботится о том, чтобы души получали соответствующее им вознаграждение. Так же как для кувшина гончар является его первой причиной, палка и круг – его инструментальной причиной, а глина материальной причиной, точно так же Шива является для мира его первой причиной, шакти – его инструментальной причиной, а майя – материальной причиной. Как звук имеется во всех нотах мелодии или как аромат пропитывает плод, так бог благодаря своей шакти настолько пронизывает весь мир, что кажется, будто он не отличается от него. Бог – это душа, у которой мир природы и человек являются телом. Он не идентичен с ними, хотя и пребывает в них, а они – в нем. Не-дуализм означает не тождество (жатва), а нераздельность.

Шива вечен, так как он не ограничен временем. Он вездесущ. Он действует через свою шакти, которая является не бессознательной, а сознательной силой – самим телом бога. Это тело составлено из пяти мантр10 и содействует пяти функциям творения: сохранению и разрушению вселенной, затемнению или воплощению (тиродхана) и освобождению душ. Его познание всегда сияющее и непосредственное. Согласно "Пуашкараагаме", шакти, называемая кундалини (суетность) или шуддхамая, является тем, из чего Шива приобретает свои функции и на чем основывается его бытие. Шакти является промежуточным связующим звеном между чистым сознанием Шивы и бессознательностью материи. Она – упадхи, причина дифференцирования функций Шивы11. Она является причиной, вызывающей зависимость всех существ от Ананты, который близок только к Шиве, хотя они ниже его; она является также причиной их освобождения. Шакти, часто называемая умой, является, помимо того, отражением Шивы, а не независимым существованием. Абсолютное в самом себе называется Шивой, а абсолютное в отношении к объектам называется шакти. В "Сиддханте" Шива является не только абсолютом метафизики, но и богом религии. Он является спасителем и гуру, и он принимает на себя эту миссию из-за своей большой любви к человечеству. Шива является богом любви12.

Владыке (пати) принадлежит пашу (буквально скот), бесконечный содержатель душ. Он не является их творцом, так как они вечны. Душа отличается от тела, которое является бессознательным объектом опыта (бхогья). Присутствие творца доказывается