Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ т2

простым решение. Не таков Рамануджа, который являет нам лучший образец постижимого монотеизма, не чуждого имманентизму221.

Литература

Ramanyja's commentary on the Brahma Sutra: Thibaut's E.T. S.В.Е., XLVIII.

Ramanuja's commentary on the Brahma Sutra: Rangacarya's E.T.

Ramanyja's commentary on the Bhagavad Gita: Godindacarya's E.T.

Yatindramatadipika: Govindacarya's E.T. S.D.S., Ch. IV.

Глава Десятая

ШИВАИТСКИЙ, ШАКТИСТСКИЙ

И БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ ВИШНУИСТСКИЙ ТЕИЗМ

Шайва сиддханта. – Литература. – Метафизика, этика и религия. – Кашмирская система пратьябхиджня. – Шактизм. Дуализм Мадхвы. – Жизнь и литература. – Теория познания. Бог. – Душа. – Природа. Бог и мир. – Этика и религия. Общая оценка. – Нимбарка и Кешава. – Валлабха. – Чайтанья, Джива Госвами и Баладева.

I. ШАЙВА СИДДХАНТА

С момента своего возникновения культ вишнуизма имел в лице шиваизма своего главного соперника1, который даже сегодня является очень популярным в Южной Индии вероучением. В то время как он преобладал в Южной Индии даже накануне христианской эры, он приобрел большую возможность усилиться благодаря своей враждебности буддизму и джайнизму, над которыми он совместно с вишнуизмом приблизительно в V или VI столетии н.э. одержал победу. Примерно в Х столетии н.э. он был тщательно разработан как своеобразная философия, получившая название Шайва сиддханта. Доктор Поуп, который много работал над изучением этой системы, рассматривает ее как "наиболее разработанную, влиятельную и несомненно имеющую самую большую ценность из всех религий Индии"2. Хотя имеется поразительное сходство между сиддхантой и кашмирским шиваизмом, мы не можем сказать, что первая обязана последнему своей общей структурой или существенными доктринами. Самые ранние тамильские работы, как, например, "Толкаппиам", относятся к ариварам, или к пророкам, которые намечали пути к свободе и блаженству. На последние оказали влияние ведийская концепция Рудры и культ Рудра-шивы брахманов, а также "Махабхарата" и "Шветашватара-упанишада"3. Кроме вышеупомянутых, основными источниками южного шиваизма являются шиваитские агамы, в особенности части, относящиеся к джняне, или познанию, гимны шиваитских святых и работы более поздних богословов.

II. ЛИТЕРАТУРА

В числе двадцати девяти признанных достоверными агам4 главной является "Камика", включая часть, в которой рассматривается познание под названием "Мридгендра-агама". К ним относятся тамильские святые Маниккавасагар (VII столетие н.э.) и Синдарар. Шиваитская теистическая литература5 относится к периоду от V до IX столетий. Шиваитские гимны, составленные Намби Андар Намби