Сарвепалли Радхакришнан

Индийская философия

и условным благочестием. Это делается в упанишадах [22].

Литература

Bloomfleld, The Atharva-Veda, S.B., vol. XLIII.

Eggeling, Satapatha Brahmana, S.B.E. vol. XII, Introduction

Hopkis, The Religions of India, chap. IX.

Глава Четвертая1

ФИЛОСОФИЯ УПАНИШАД

Введение. – Текучий и неопределенный характер учения упанишад. – Западные ученые об упанишадах. – Даты. – Ранние упанишады. – Великие мыслители века. – Сравнение гимнов Ригведы и доктрины упанишад. – Упор на монистической стороне гимнов. – Перемещение центра тяжести с объекта на субъект. – Пессимизм упанишад. – Пессимистический смысл концепции сансары. – Протест против внешней обрядовости ведийской религии. – Субординация ведийского знания. Основные проблемы упанишад. – Первичная реальность. – Природа Атмана, отделенного от тела, сознание во сне со сновидениями и эмпирическое я. – Различные виды сознания бодрствующего, сна со сновидениями, сна без сновидений и экстаза. – Влияние анализа упанишадами я на последующую мысль. – Подход к реальности с объективной стороны. Материя, жизнь, сознание, ум и ананда. – Шанкара и Рамануджа о статусе ананды. – Брахман и Атман. – Тат твам аси. – Позитивный характер брахманизма. – Интеллект и интуиция. – Брахман и мир. – Творение. – Доктрина майи. Рассмотрение взглядов Дойссена. – Степени реальности. Являются ли упанишады пантеистическими? – Конечное я. Этика упанишад. – Природа идеала. – Метафизические основы этической теории. – Моральная жизнь. – Ее общие черты. Аскетизм. – Интеллектуализм. – Джняна, карма и упасана. Мораль и религия. – По ту сторону добра и зла. – Религия упанишад. – Различные формы. – Высшее состояние свободы. Неясные мнения об этом в упанишадах. – Зло. – Страдание. Карма. – Ее оценка. – Проблема свободы. – Будущая жизнь и бессмертие. – Психология упанишад. – Неведантические тенденции в упанишадах. – Санкхья. – Йога. – Ньяя. – Общая оценка философии упанишад. – Переход к эпическому периоду.

I. УПАНИШАДЫ

Упанишады2 являются заключительной частью вед и потому называются веда-анта, или окончание вед, – название, наводящее на мысль, что в упанишадах выражена сущность ведийского учения. Они являются фундаментом, на котором покоится большинство позднейших философий и религий Индии.

"Нет сколько-нибудь значительной формы индуистской мысли, включая и неортодоксальный буддизм, которая не имела бы корней в упанишадах"3.

Более поздние системы философии обнаруживали прямо-таки страстные стремления согласовывать свои доктрины со взглядами упанишад, если уж нельзя было полностью выводить