Сарвепалли Радхакришнан

Индийская философия

благоразумие, сковывает ум. Предоставить полную свободу неукротимым порывам – значит поработить душу, обитающую в теле179. Гита требует от нас, чтобы мы развивали дух отрешенности и безразличия к результатам действий, дух йоги, или бескорыстности действия180. В этом и состоит истинное самоотречение. Отказ от действия по причине неведения – это тьяга, соединенная с тамасом; отказ от действий из боязни последствий этих действий, например физического страдания, это тьяга, содержащая в себе раджас; совершение действий в духе отречения, без боязни последствий, – это самое хорошее действие, ибо оно содержит в себе больше саттвы181.

Необходимо точно выяснить позицию Гиты в вопросе о действии. Гита не поддерживает аскетическую этику. Буддистская теория бездействия истолковывается Гитой в более позитивном плане. Истинное бездействие – это действие без всякой надежды на воздаяние. Анализируя природу действия кармы, Гита проводит различие между внутренними переживаниями, предшествующими действию, и самим внешним действием и призывает нас к контролю над первыми путем подавления всякого эгоизма182. Истинным законом морали является не найшкармья, или отказ от действия, а нишкамата, или бескорыстие183. Страсть, гнев и алчность – три пути, ведущие в ад, – должны быть преодолены184. Не все желания – дурные. Стремление к справедливости является божественным185. Гита вместо требования подавления наших страстей призывает к их очищению. Наша телесно-жизненная природа должна быть очищена, наша умственно-интеллектуальная природа также должна быть очищена, и тогда найдет удовлетворение и наша духовная природа186. Гита убеждена, что пассивность не есть свобода. "В действительности же воплощенные существа не могут полностью отказаться от действия"187.

Глаз не может пожелать не видеть,

Мы не можем приказать уху не слышать,

Наши тела ощущают, где бы они ни были,

По своей воле или против нее188.

На земле нет покоя; она вся – вечная жизнь. Деятельность поддерживает круговорот мира, и каждый индивид должен стремиться всеми силами поддерживать это движение189. Все содержание Гиты указывает на то, что она является проповедью действия. Действие неизбежно, пока мы не достигнем освобождения. Мы должны действовать ради освобождения, а когда мы достигнем его, мы должны будем действовать как орудия божества. Тогда, конечно, не будет более необходимости в действиях, направленных на подготовление ума и очищение сердца. Для освободившихся душ нет правил, которым они должны