Сарвепалли Радхакришнан

Индийская философия

облегчение многим, чей ум в тревоге и смятении, будут радовать простые сердца и дадут ответ на многие наивные молитвы.

Литература [129]

Saddharma Pundarika, S.В.Е., XXI.

Buddhist Mahayana Texts, S.В.Е., I.

Suzuki, Mahauana Buddhism.

Suzuki, The Awakening of Faith.

Сооmarswamy, Buddha and the Gospel of Buddhism

Глава Одиннадцатая1

ШКОЛЫ БУДДИЗМА

Введение. – Четыре школы реализма и идеализма. Вайбхашики. – Природа реальности. – Познание. – Психология. – Саутрантики. – Познание внешнего мира. – Бог и нирвана. Йогачары. – Их теория познания. – Природа алая-виджняны. Субъективизм. – Его критика Шанкарой и Кумарилой. Индивидуальное я. – Формы познания. – Теория мира йогачар. – Авидья и алая. – Нирвана. – Неопределенность алая-виджняны. – Мадхьямики. – Литература. – Критика мадхьямиками йогачар. – Феноменализм. – Теория отношений. Два вида познания. – Абсолютизм. – Шунья-вада. – Нирвана. Этика. – Заключение.

I. ЧЕТЫРЕ ШКОЛЫ БУДДИЗМА

Будда использовал критический анализ как путь к истине. Он настаивал на наблюдении и рассуждении. Его религия не была догматической. К Будде как нельзя лучше подходит изречение: "Не нужно принимать мой закон на веру, сначала испытай его, как золото испытывают огнем"2. Оставив метафизические проблемы нерешенными, Будда увеличил путаницу в вопросе о первооснове вещей. Ранний буддизм содержал зародыши, которые могли развиться в различных направлениях. Одним и тем же мыслям не все придают тот смысл, который в них вкладывали их авторы. Поэтому, когда умозрительные философы выхолостили из буддизма большую часть того, что имелось в нем живого и своеобразного, он был сведен к ряду абстрактных положений, которые различные мыслители в соответствии с их склонностями развили в разнообразные системы. Согласно Будде, опыт является единственно доступной нам реальностью, реальным существованием, тем основным фактом, с которым должно согласовываться всякое мышление. Эмпиризм Будды ведет к всесторонней критике и разрушению традиционных верований. Эмпиризм буддистских школ является разумным применением критического метода к самому опыту. Буддизм распался на различные философские школы скорее под влиянием логики, а не по установленной схеме. Сразу после смерти Будды начали выявляться расхождения в верованиях и действиях. Даже во время собора в Вайшали происходили догматические дебаты, поведшие к большому собранию, Махасангхе раскольников, которые сами распались на восемь различных школ. Тхеры, созвавшие собор в Вайшали, также распались во II веке до н. э. на несколько школ, хотя их основная