Рамеш С Балсекар

ЗНАКИ НА ПУТИ ОТ НИСАРГАДАТТЫ МАХАРАДЖА

смерти, но я смертельно боюсь физической боли. Пожалуйста, скажите, как я могу избавиться от этого страха?"

Махарадж засмеялся и сказал: "Боюсь, я не могу вам в этом помочь, но я уверен, что есть множество других людей, знающих методы, с помощью которых можно избежать или уменьшить физическую боль. Все, что я могу сделать, - это объяснить вам, что такое страдание и кто страдает.

Вы всегда должны проникать вглубь проблемы. Когда впервые возникло переживание боли? Вы помните о каком-нибудь страдании, скажем, столетней давности? Когда оно началось? Поразмышляйте об этом глубоко, чтобы ответы на эти вопросы возникли в вас без каких либо слов. Является ли жизнь - само существование - чем-то иным, нежели переживанием, переживанием в продолжительности, от мгновения к мгновению, переживанием, вытянутым в горизонтальной плоскости? И что такое переживание? Разве это не реагирование на внешний стимул, который интерпретируется с помощью чувств как переживание - приятное и приемлемое или неприятное и неприемлемое? Человек не переживает страдание - он испытывает переживание, приятное или неприятное.

Так вот, основной вопрос, который должен вас волновать, состоит в следующем: "Кто (или вернее, что) испытывает переживание?" Позвольте мне сразу же сказать: "Я не испытываю (не могу испытывать) какого-либо переживания, приятного или неприятного; испытывает переживание лишь "я" или "ты". Это очень важное замечание, вам следует глубоко поразмышлять над ним.

Я должен был бы позволить вам самим решить эту проблему, или, скорее, позволить проблеме разрешиться самой! Но давайте продолжим. "Я" не может испытывать какого-либо переживания, поскольку "Я" - это чистая субъективность без малейшего следа объективности, а испытывать переживание может лишь объект. "Ты" или "я" - это объекты, и, следовательно, они испытывают переживание. К тому же, как любой другой объект, "я" или "ты" не имеет никакой субстанции и поэтому может существовать лишь как концепция в сознании. Далее, не забывайте, что лишь сознание может испытывать переживание, поскольку реакция на стимул, чем и является переживание, может происходить лишь через сознание. Следовательно, они никоим образом не различны. Поразмышляйте над этим очень существенным моментом.

Вам довольно трудно понять то, что я говорю, поскольку вы отождествили себя с телом, психосоматическим аппаратом, посредством которого происходит переживание, инструментом, в котором испытываемое переживание регистрируется. Вы потеряли свою истинную природу чистой субъективности, Абсолютного, того, чем вы на самом деле являетесь, и по ошибке отождествили себя с объективным "я" и поэтому вы говорите "я страдаю", и поэтому вы "связаны".

Вы понимаете то, что я сказал? Я осознаю свою истинную природу как безвременность, безграничность, субъективность - поэтому я не страдаю и не могу страдать. Я понимаю, что именно сознание испытывает переживание через этот сенсорный механизм. Вы же считаете, что вы являетесь этим сенсорным механизмом, и это ошибочное отождествление лежит в основе вашего страдания и вашего рабства.

Пока продолжается функционирование сознания, пока сенсорный аппарат работает, будут продолжаться и жизнь, и переживания - позитивные или негативные. Но вы, как "Я", являетесь лишь свидетелем всего этого. Все функционирование представляет собой объективное выражение того, что-Я-есть, субъективно, и каждое живое существо может сказать: "То, что-Я-есть, не может испытывать какого-либо переживания, испытывать переживание может лишь объективное "ты" или "я".

54 Слова и их предназначение

Это было утро, когда Махарадж, наверное, чувствовал себя слабее, чем обычно. Можно было видеть, какое действие безжалостная страшная болезнь оказывала на его тело, несмотря на его несгибаемый дух. Махарадж выглядел крайне слабым и изможденным.

Он сидел на своем обычном месте, спокойно, почти неподвижно, полностью забыв о боли, которая, несомненно, должна была быть очень сильной. Затем он начал тихо, очень мягко говорить; чтобы расслышать его слова, нужно было напрячь все свое внимание.

"То, что вы видите, - сказал Махарадж, - как мое присутствие в качестве феноменального объекта, означает мое отсутствие как ноумена. Ноуменально я не могу иметь ни присутствия, ни отсутствия, поскольку и то, и другое являются концепциями. Ощущение присутствия - это концепция, превращающая единство Абсолюта в дуальность относительного. В непроявленном состоянии Я представляю собой потенциальное, которое в проявлении становится действительным.

Значат ли для