Рамеш С Балсекар

ЗНАКИ НА ПУТИ ОТ НИСАРГАДАТТЫ МАХАРАДЖА

(смеясь): Ну, если вы так выразились, то я не ощущаю вины за то, что превратил Бога в концепцию.

М: Все же вы сказали, что любовь - это Бог. Что вы подразумеваете под словом "любовь"? Под "любовью" вы имеете в виду нечто противоположное "ненависти"? Или вы имеете в виду что-то еще, хотя, конечно, никакое слово не может в полной мере описать "Бога".

П: Нет-нет. Под словом "любовь" я, конечно же, не имею в виду нечто противоположное "ненависти". Я имею в виду то, что любовь - это неразделение на "я" и "другие".

М: Другими словами, единство бытия?

П: Да, действительно. Что же тогда представляет собой "Бог", которому я должен молиться?

М: Давайте поговорим о молитве позже. Что же такое этот "Бог", о котором вы говорите? Разве это не само сознание - ощущение "бытия", которым обладает каждый человек, - благодаря которому вы способны задавать вопросы? Само "я есть" и является Богом. Что вы любите больше всего? Разве не это "я есть", сознательное присутствие, которое вы хотите сохранить любой ценой? Сам духовный поиск - это Бог. В процессе духовного поиска вы обнаруживаете, что "вы" отдельны от этого комплекса тела-ума. Если бы вы не обладали сознанием, разве мир существовал бы для вас? Было бы у вас какое-нибудь представление о Боге? И сознание в вас, и сознание во мне - отличны ли они друг от друга? Не отдельны ли они лишь как концепции, стремящиеся к единству, и разве это не любовь?

П: Теперь я понимаю, что то, что подразумевается под "Богом", ближе ко мне, чем я сам к себе.

М: Запомните также, что не может быть никакого другого доказательства Реальности, кроме как быть ею. И вы действительно являетесь ею, и всегда ею являлись. Сознание исчезает с кончиной тела (и поэтому оно связано со временем), и вместе с ним исчезает дуальность, являющаяся основой сознания, и все проявления.

П: Что же тогда представляет собой молитва, и какова ее цель?

М: Молитва, как ее обычно понимают, это ни что иное, как просьба о чем-нибудь. В действительности же молитва означает общность-единство-йогу.

П: Теперь мне все предельно ясно; будто из меня внезапно выбросили огромное количество мусора, устранили из существования.

М: Вы имеете в виду, что сейчас вам кажется, что вы видите все очень ясно?

П: Нет-нет! Не "кажется". Все действительно ясно, настолько ясно, что я поражен, что раньше не понимал этого. Различные высказывания из Библии, которые раньше казались мне важными, но непонятными, теперь предельно ясны - такие утверждения как: Прежде Авраама я был; Я и мой Отец - одно; Я есть то, что я есть.

М: Хорошо. Теперь, когда вы разобрались во всем этом, скажите, какую садхану вы будете выполнять, чтобы достичь освобождения от своего "рабства"?

П: Махарадж, вы просто шутите надо мной сейчас. Или вы проверяете меня? Теперь я знаю, и я осознал это, что я есть то - я есть то, чем всегда был и буду. Что еще нужно делать? Или переделывать? И кто должен делать это? И с какой целью?

М: Прекрасно. Просто будьте.

П: Да, я действительно буду.

Затем молодой канадец простерся перед Махараджем, глаза его были полны слез благодарности и счастья. Махарадж спросил, придет ли он еще, на что юноша ответил: "Честное слово, я не знаю". Когда он ушел, Махарадж некоторое время сидел молча, закрыв глаза, на его губах играли нежнейшая улыбка. Затем он очень мягко сказал: "Редкий человек"; я еле расслышал его слова.

Я никогда больше не видел того молодого канадца, и я часто думаю - что с ним сейчас?

14 Как подходить к чтению Гиты

Во время одной из бесед дама представительной внешности собралась задать вопрос о Бхагавадгите. Пока она должным образом формулировала его, Махарадж неожиданно спросил ее: "Как вы подходите к чтению Гиты?"

Посетительница: С той позиции, что Гита, наверное, является самым важным руководством для ищущего.

Махарадж: Зачем вы даете такой глупый ответ? Конечно, это очень важное руководство для ищущего, это не художественная книга. Мой вопрос таков: с какой позиции, с какой точки зрения вы читаете эту книгу?

Другой посетитель: Сэр, я читаю ее как один из Арджун, живущих в этом мире, во благо кого Господь милостиво изложил Гиту.

Когда Махарадж огляделся вокруг себя в надежде услышать другие ответы, послышался лишь общий ропот в поддержку последнего высказывания.

М: А почему бы не читать Гиту с точки зрения Господа Кришны?

За этим предложением последовали сразу две неожиданные реакции со стороны двух посетителей. Одно из реакций представляла собой выражение потрясения, подразумевавшего, что данное предложение было равносильно