Эрнест Цветков

ТАЙНЫЕ ПРУЖИНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

использовать слуховые впечатления, начинайте «озвучивать» свой фильм. Затем перейдите к кинестетическому каналу.

     Постолько поскольку основная часть людей работает предпочтительно на трех системах восприятия - визуальной, аудиальной, кинестетической, то основное внимание мы уделим этим трем каналам.

     Даже если нас назойливо преследует запах осеннего леса, скорее всего, вы - кинестетик. Так как обоняние (и вкус) по сути своей является ощущением телесным. Поэтому мы можем обобщить кинестетическую (телесно-мышечную) ориентацию, обонятельную ориентацию и вкусовую в один - сенсорный или сенсорно-кинестетический тип.

     Таким образом, в практике переключения мы имеем следующие варианты (в зависимости от последовательности предпочитаемых дополнительных каналов).

     При основной визуальной ориентации:

     В -А -СК

     В -СК -А,

     где В - визуальный, А - аудиальный, СК - сенсорный.

     При основной аудиальной ориентации:

     А -В -СК

     А -СК -В

     При основной сенсорной (сенсорно-кинестетической) ориентации:

     СК -В -А

     СК -А -В

     Внимательно изучите эти варианты и определите наиболее подходящий для вас. Тем самым вы определите свой сенсорный динамический тип. Сенсорный динамический тип определяется тем каналом, на который вы легче всего переключаетесь с основного. То есть он представляет собой бинер, дуальное единство двух систем восприятия. Сообразуясь с понятием сенсородинамики, мы без особого труда придем к следующей типологии:

     Сенсородинамические типы:

     Визуально-аудиальный

     Визуально-кинестетический (сенсорно-кинестетический)

     Аудиально-визуальный

     Аудиально-кинестетический

     Кинесто-визуальный

     Кинесто-аудиальный

     После того как вы проработаете каждый канал и научитесь все три утилизировать с одинаковой интенсивностью, начинайте практиковать «вспышки».

     Закройте на несколько секунд глаза, затем резко откройте их и посмотрите, к примеру, на металлическую дверную ручку. При этом с вами должно произойти следующее - вы:

     - Увидите ее яркий насыщенный блеск

     - Услышите ее металлический отзвук

     - Ощутите металлический холодок, которым потянуло на вас

     - Уловите характерный металлический запах

     - Ощутите характерный металлический привкус

     Причем все эти ощущения переживаются одновременно - только тогда это будет вспышка. Не последовательно, даже если ваша последовательность молниеносна, а - сразу и одновременно!

     Вспышками можно пользоваться спонтанно - в настоящий момент, в ситуации здесь и теперь, используя непосредственные объекты восприятия (скажем, дверная ручка, на которую случайно попал мой взгляд, когда я сидел за столом и писал эти строки), а также - ментально - задействуя память и воображение.

     Вспомните лес. Если вы научитесь вспышкам, то вы одновременно Увидите, Услышите, Ощутите и- Переживете.

     Вспомните море: шумящие темные волны, соленые брызги и запах водорослей.

     Представьте огонь: багровый - гудящий - горячий

     багровый - горячий - гудящий

     гудящий - багровый - горячий

     гудящий - горячий - багровый

     горячий - багровый - гудящий

     горячий - гудящий - багровый

     Цель вспышки - интенсивное переживание, то есть трансформация энергии восприятия в эмоциональную энергию.

     А сейчас мы оглянемся назад и посмотрим, какой путь мы прошли:

     1 -и шаг - определение сенсорного канала

     2-й шаг - включение

     3-й шаг - переключение

     4-й шаг-определение сенсородинамического типа

     5-й шаг - вспышки (сенсорная интеграция)

     6-й шаг-переживание (сенсорно-эмоциональный синтез)

СИНЕСТЕЗИЯ

     Как только вы овладеете вспышками, вам никакого труда не составит выработать у себя синестетическое восприятие. Так как подобные вспышки восприятия уже представляют собой по существу форму синестезии. И тем не менее при работе с этим элементом вам понадобится овладение специфическими навыками.

     Начнем с наиболее простых вариантов.

     Возьмите семь ярко и интенсивно раскрашенных листов картона или бумаги так, чтобы каждый лист был окрашен в один цвет спектра. Вы получите соответствующий набор: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

     Затем концентрируйтесь на каждом цвете, поглощайте его и при этом отмечайте, какие изменения в ваших ощущениях происходят. Полученные результаты занесите в таблицу соответствий:

     Цвет Ощущения

     Красный

     Оранжевый

     Желтый