Браман Чаттерджи

Сокровенная философия Индии

дерева всецело зависит от семени, которое было посеяно. Пробудившиеся к жизни умственные силы переходят постепенно на астральный план, иными словами, деятельность человеческой души переходит из области мысли в область желаний, и новое астральное тело образуется точно также сообразно способностям, которые явились как результат предыдущей астральной жизни. Затем - эфирная форма, как бы модель, соответствующая данным индивидуальности, формируется распределяющими силами вселенной; это эфирное тело действует в недрах материи, организует грубую материю человеческого тела, после чего Ego постепенно овладевает им при посредстве оболочек ментальной и астральной.* ------------------------------------------------------------------------ * Душа ребенка овладевает телом окончательно только к семилетнему возрасту. Ранее этого ребенок живет частью на астральном плане. Вот почему он видит и слышит много такого, чего мы не воспринимаем. Но когда он рассказывает свои ведения, родители останавливают его, хотят отучить его "выдумывать", и способность видеть не на одном физическом плане постепенно исчезает. ------------------------------------------------------------------------ Но первобытное существо, которое мы рассматриваем, развилось еще весьма слабо, различие между его первым и вторым воплощением едва заметно. Так подвигается человек, медленно и постепенно усовершенствуя свои четыре низшие оболочки. И только когда он становится наконец способным к отвлеченному мышлению, тогда высший Манас, бывший до тех пор в состоянии зародыша, начинает в свою очередь развиваться активно на своем собственном плане. 0 - 33 - Пробегая мысленно весь указанный путь, мы увидем что перевоплощается и усовершенствуется собственно одно: душа, иначе "проводник закона причинности" т.е. истинный человек, заключающий в себе Atma и Вuddhi. Четыре низшие начала возобновляются в каждом новом воплощении. И именно эти четыре низшие начала представляют собою личность человека, каким мы его знаем и каким он обыкновенно знает себя сам. Этот человек не перевоплощается. Том Джонс со своими свойствами англичанина не окажется таковым в следующем воплощении. Его "Ego" может воплотиться не только в другой среде и в другой стране, но даже и пол его может оказаться иным. Только четыре низшие начала имеют пол. Бессмертная суть человека, проявляясь на низших планах Вселенной, проходя через длинный ряд изменившихся личностей, то мужских, то женских, развивает в себе - благодаря разнообразию приобретенных опытов- два ясно различимые вида добродетелей. Все добродетели более мужественные, более энергичные, как: храбрость, смелость, развиваются во время мужских воплощений. Добродетели более мягкие, нежные и в тоже время более глубокие и более сильные - плод женских воплощений. Совершенный человек преобретает постепенно все хорошие свойства мужчины и женщины: он отличается мужественной силой и женственной нежностью. Кто развил в себе только одну сторону человеческой природы, тот может быть уверен, что он еще очень далек от цели. "Манас высший" изменяется постоянно; он растет и развивается на протяжении долгого ряда воплощений. Следовательно, человеческая душа не есть величина постоянная; наоборот, процесс, который мы описываем имеет своей целью именно ее рост и развитие. Но, изменяясь, она сохраняет свою тождественнность и непрерывность через все человеческие воплощения. Она никогда не распадается на составные свои части, как четыре низшие начала, пока человек остается человеком. Но когда человеческая сущность переходит в высшие миры по завершению человеческого цикла, она может покидать и возобновлять свой "высший Манас",как покидала и возобновляла- в период человеческий - свои низшие четыре начала. Продолжительность периода между двумя воплощениями зависит вполне от того, какое употребление человек сделал из своей земной жизни. Мы уже видели, что ничто не может быть начато после смерти: пребывание в чистилище и на небесах не что иное как приведение в действие той инергии, которую человек успел накопить во время жизни. Человек, не проявлявший никакой психической и умственной деятельности, может перевоплотиться немедленно после смерти. Но для развитого человека нашего времени средняя продолжительность между смертью и рождением будет приблизительно 1500 земных лет. Очевидно, что невоплощенное сознание будет иметь совсем другое представление о времени, так как законы времени на сверх физических планах отличаются очень сильно от тех, которые действуют на земле. Но упомянутое время чрезвычаянно растяжима в