Браман Чаттерджи

Сокровенная философия Индии

третьему началу. Ибо оно дает Идею, а только Идея делает предмет действительно возможным. Примечание: Два высшие начала в человеке, те, которые мы не назвали в нашей первой беседе, соответствуют Brahma и Sat-Avidya. Их называют также Purusha и Avyakta или Prakriti. Atma соответствует Mahat. Но внутри нас различие Purusha, Avyakta и Atma в настоящее время невозможно. Они поистине "три в одном и одно в трех", о чем говорит __ символ. Для нас Atma есть Триединство и может быть изображено знаком / (равносторонний треугольник вершиной вниз). 00 - 26 - V EПРОЦЕСС МИРОВОГО ПРОЯВЛЕНИЯF (продолжение) Будем продолжать наше исследование о сути космической эволюции. Исследование это - трудно и может быть понято только немногими. Поэтому мы пройдем его быстро, останавливаясь только на главных чертах творческого процесса. Не касаясь Абсолютного, мы видели, что Божество проявляется под тремя видами: Sat, Сущность, Бытие; Avidya - Небытие (или лучше - двойственность Бытия и Небытия) Mahat - Божественное Мышление, воскрешение в памяти Логоса прошлого. Это третье начало проявляет Троицу и может быть рассматриваемо как обобщающее в себе Бытие, Небытие и то, что происходит от их взаимодействия. Заметьте, что Сущность еще не думала о себе. Его сознание устремлено всецело на внешнее. Первая мысль: "нет ничего" вызывает вторую: "вот, что было". Как только, благодаря воспоминанию о прошедшем, нить ассоциации возобновилась, внимание Сущности обращается на Себя, и возникает третья мысль: "Я был тогда и есмь теперь". Следовательно мысль: "Я есмь" вызвана воспоминаниями о прошедших существованиях; и это - "Я есмь" называется в индусской философии "Ahankara", самосознание Мировой Сущности, или буквально: "принцип, созидающий Я" Как только это великое "Ego" пробуждается, Оно отличает Себя от своих воспоминаний. Идей, вызвавшие это самосознание или Ahankara (Ahankara носит также название "Buddhi") представляются теперь самосознанию как Его содержание, как Его объекты. Так возникает пятое начало или пятый план вселенной. По санскритски он назвывается Tanmatra или Manas. Таким образом, последовательно, один из другого, происходят пять первых планов космической Эволюции. Нужно отметить, что Manas является как бы перестановкой Mahat по отношению к Ahankara. Так мы имеем: 1. Sat Сущность, Бытие. 2. Sat-Avidya Бытие - Небытие (+, -). 3. Mahat Божественное Мышление. 4. Ahankara Самосознание. 5. Manas Объективность. Произведя самосознание, Mahat делается объектом этого самосознания и принимает имя Manas. Эта объективность может быть, в известном смысле, рассматриваема как соответствующая Деве-Матери в Христианском символизме. Идея о Девственнице и о непорочном зачатии в основе вполне философская, но и здесь, как везде, где потерян ключ к религиозным символам, толкование этой высокой идеи, вырождаясь постепенно, достигло под конец крайней материализации. Идея Непорочной Девы появляется в глубокой древности. В Упанишадах появление принципа Матери объясняется раздвоением Божественного Самосознания (Ahankara) на: субъект и объект. Объективная сторона обозначается как "Великая Супруга, наполняющая все пространство", подразумевая под этим космическую Cубстанцию, девственную Материю. На эту объективную материю воздействует субъективный элемент, иначе Божественное Самосознание (Ahankara), активное начало природы, и происходящее от того круговращательное движение производит все мировые вихри. Такова, если я не ошибаюсь, первоначальная идея о непорочном зачатии: Св. Дух, Великое Дуновение производит движение в космической Материи. С появлением упомянутых пяти принципов проявляются пять планов вселенной. Оба высшие плана (соответствующие Sat и Sat-Avidya), ранее только упомянутые, могут быть обозначены по отношению к нашей солнечной системе, как планы Отца и Матери (с другой точки зрения Отца и Сына). Третий (Mahat) может быть назван планом Совершенного Христа. Четвертый (Buddhi) соответствует Христу Младенцу, рождающемуся в сердце человека. Полное значение сказанного может быть понято только теми, кто изучал этот вопрос глубоко. "Рождение Христа" в сердце человеческом означает, действительно, рождение принципа Buddhi в человеке, который с этого времени становится "Посвященным". 0 - 27 - Мы имеем теперь субъект и объект лицом к лицу. Следующий шаг вполне естественен: это - искание объекта* заключенного в природе, эволюция принципа желания, Kama. (* Пропускаем многие промежуточные моменты, чтобы упростить изложение.) Это - начало эмоциональное, начало чувства, соответствующее астральному