Браман Чаттерджи

Сокровенная философия Индии

иначе - эфирный элемент. Этот эфирный элемент есть жизнь по отношению к грубому физическому телу. Разбейте соединение грубых элементов: эфирное начало переживет их. И хотя это переживание длится не долго, для ясновидящего оно, тем не менее, очевидно. Следовательно, эфирное тело есть жизнь по отношению к физическому телу, но оно же и форма по отношению к последующему началу, т.е. астральному телу. Эфирное тело уничтожается, астральное- продолжает жить. Когда же астральное тело уничтожится в свою очередь, ментальное, по отношению которого астральное являло форму, сохранится как жизнь и т.д. Один и тот же элемент одновременно и жизнь, и форма, жизнь - относительно низшего начала и форма относительно высшего. Ибо, во вселенной все вибрация: никакой разницы, по существу, между теми или другими началами. Они - жизнь или форма; мужское или женское; положительное или отрицательное - смотря по тому, с какой точки на них смотришь. Когда одна вибрация прекращается, продолжается другая, более тонкая... С самого верха и до самого низа лестницы бытия форма уничтожается, а жизнь сохраняется.* ------------------------------------------------------------------------ * В этом ключе и решение вопроса о страдании: страдание происходит оттого, что существо, которое одновременно и жизнь, и форма, неверно отождествляет свое сознательное Я с формой, а не жизнью. Развитие этого вопроса, как и почти всех затронутых нами вопросов, можно найти в прекрасном труде A. Besant "The ancient wisdom." ------------------------------------------------------------------------ Таково основное положение, на котором построено учение о перевоплощении. 0 - 31 - VI EО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИF Мы видели, что жизнь дробится постоянно, пока не достигнет предела дифференциации в индивидуальном человеке, который вначале проявляется в состоянии дикаря. Нам остается рассмотреть как развивается этот дикарь и какова цель его дальнего странствия. Прежде всего я попрошу вас не забывать, что человек - в истинном значении этого слова - проявляется только тогда, когда разовьется в нем "Манас высший" (чистый разум, совесть) или "прoводник" закона причинности (corps causal). Мы уже видели в беседе о космическом проявлении, что Божественное Начало скрывается, обволакивается все больше и больше, пока не появится физическая материя, которая представляет собой предельную точку Его сокровенного вида. Затем, когда эфирное начало освобождается и обнаруживает себя - появляется растительное царство. Астральное начало или Kama, освобождающееся в свою очередь, производит царство животное, на высших ступенях которого начинают постепенно и медленно развиваться зародыши умственной деятельности (интеллект, Манас низший). На этой ступени развития происходит следующее явление. Когда два противоположные электрические заряды постепенно приближаются однo к другому, наступает момент, когда сопротивление среды побеждено; вспыхивает искра и оба заряда соединяются. То же происходит и здесь: когда в своей эволюции полюс животной жизни с пробуждением рассудка достигает своей предельной грани, тогда духовный ток спускается с плана Buddhi и его соединение с рассудком (Манас низший) производит искру, которая и есть начало разума (Манас высший) или души. При своем появлении это начало не более как зачаток, зародыш индивидуальности, заметный только для ясновидящего высшего порядка. Во всяком случае, первобытный человек не имеет сознания на высших планах: его "проводник закона причинности", иначе - его душа - долго еще будет представлять для него невидимую нить жизни, на которой будут развертываться, один за другим, длинные ряды его существований. Он сам останется в полном смысле животным: его сознание работает только в астральном мире, на плане желаний, страстей, алчных стремлений. Он двигается только для удовлетворения своих физических потребностей и в своих инстинктивных движениях, он сталкивается беспрестанно с внешней природой, получая от нее сильный отпор. Только грубые наслаждения или грубые страдания в состоянии взволновать его. Его "астральное тело" стремится облегчить удары, уменьшить страдания, он применяется постепенно к внешним воздействиям; таким путем в человеке начинает развиваться камическое (страстное) начало. До сих пор у человека очень мало мыслей. Он едва-едва вспоминает то, что с ним случилось накануне, и, не имея почти никакого понятия о прошлом, он не думает и о будущем. Если потребности его удовлетворены, он не беспокоится о завтрашнем дне; доволный и сытый, он погружается в тяжелую дремоту или предается какому-нибудь