Говард Ф.Лавкрафт

Модель для Пикмэна

кольцо этих тварей, лающих на повешенную на Холме висельников

ведьму, мертвое лицо которой сильно смахивало на их собственные морды.

Но только не подумайте, что лишь сама тематика этих произведений и позы

персонажей произвели на меня столь сильное впечатление. В конце концов, я не

трехлетний младенец и немало повидал на своем веку всякого. Нет, речь идет

об их лицах, точнее - мордах. Да, Элиот, об их проклятых мордах, которые

бросали на меня с полотен свои хитрые, алчущие взгляды, словно срисованные с

натуры! Бог мой, я был готов поклясться, что все они были живыми! Этот

обезумевший чародей воплотил в тошнотворных красках само пламя ада, а его

кисть стала источником плодящихся кошмаров... Элиот, дайте-ка мне этот

графин!

Была там, например, одна картина - называлась она "Урок". Прости меня,

Боже, за то, что я вообще увидел подобное! Послушайте, вы можете себе

представить кладбище, на котором по кругу расположились сидящие на корточках

собакоподобные существа, обучающие младенца, как питаться по-ихнему? Видимо,

такова была цена этой "подмены", - надеюсь, вы слышали стародавний миф о

том, как эльфы оставляют в колыбелях своих отпрысков в обмен на похищаемых

ими человеческих детей. Так вот, на своей картине Пикмэн изобразил, что

именно происходит с этими самыми похищенными младенцами, как они вырастают,

и после этого я стал улавливать зловещее сходство между лицами людей и

мордами этих тварей - во всех гнусных, тошнотворных стадиях и градациях

перехода от явно нечеловеческих морд к относительно человеческим, хотя и

явно деградировавшим лицам. Он показал сардоническую связь между ними, как

говорится, эволюцию в натуре. Получалось, что собакоподобные существа

происходили от людей!

Но не успел я еще подумать о том, как же он намеревался изобразить

судьбу собственных отпрысков этих чудищ, оставленных с людьми в порядке

"обмена", как тут же мой взгляд выхватил картину, изображавшую именно этот

сюжет. На ней был изображен старинный и типично пуританский интерьер -

комната с тяжелыми балками и зарешеченными окнами, деревянная скамья с

высокой спинкой, неудобная мебель семнадцатого века, и вся семья, сидящая за

столом, во главе которого восседал отец, читающий библию. На всех лицах -

кроме одного - было запечатлено подлинное благородство и искреннее

благоговение, тогда как то самое, единственное, выражало ехидную, адскую

насмешку. Принадлежало оно относительно молодому человеку, определенно сыну

этого набожного главы семейства, но было во всем его облике что-то от

нечестивой, нездешней твари. Это и была та самая "подмена", - и словно

повинуясь зову крайней иронии, Пикмэн придал этому лицу максимальное

сходство со своим собственным!

Вскоре Пикмэн зажег в соседней комнате лампу и любезно придержал дверь

в нее открытой, спросив, не желаю ли я взглянуть на его "свежие работы". Я

был не способен толком высказать ему свое мнение, поскольку буквально

лишился дара речи от душившего меня страха и отвращения, однако, как мне

показалось, он все прекрасно понимал сам и даже чувствовал себя где-то

польщенным. Сейчас мне хотелось бы вновь заверить вас, Элиот, в том, что я

никогда не был изнеженным младенцем, готовым завизжать от страха при виде

любого, даже самого гротескного отхода от канонов классической живописи. Мне

немало лет, и я отличаюсь достаточной широтой взглядов, а кроме того, вы

сами довольно неплохо заметили по Франции, что меня отнюдь не так легко

вышибить из седла. Не забывайте также, что я тогда как раз вернулся из

поездки по стране, где успел привыкнуть к пугающему зрелищу того, как

колониальная Новая Англия начинает все более походить на своего рода филиал

преисподней. Так вот, несмотря на всю мою подготовленность, соседняя комната

заставила меня попросту вскрикнуть, и я даже был вынужден ухватиться за

косяк двери, чтобы не споткнуться и не упасть. Предыдущее помещение

познакомило меня со скопищем вампиров, упырей и ведьм, населявших мир наших

праотцов, тогда как в этой комнате передо мной предстал весь ужас уже наших,

нынешних дней!

Боже, как же рисовал этот человек! Был там у него один сюжет, назывался

он "Случай в метро", в котором изображалась стая омерзительных существ,

выползающих из каких-то неведомых