Субба Роу

Арийско-Архатские эзотерические учения о семерично

вероятности, возникли именно

здесь, -- а где же еще мог зародиться арийский эзотеризм?* Но истинная эзотерическая доктрина, равно как и

мистическая аллегорическая философия "Вед", произошла из другого источника, опять-таки, не иначе, как -- от

божественных обитателей священного острова, который, как вы утверждаете, когда-то существовал в море,

покрывавшем в древние времена песчаные пространства, ныне называемые пустыней Гоби. Так или иначе,

знание оккультных сил природы, которым обладали жители исчезнувшей Атлантиды, было воспринято

древними адептами Индии и присовокуплено ими к эзотерической доктрине, которой учили обитатели

священного острова.* Однако, тибетские адепты не приняли этого добавления к своей эзотерической доктрине.

Именно по этой причине можно усмотреть разницу между этими двумя доктринами.*

Брахманическая оккультная доктрина, вероятно, несет в себе все то, чему учили о силах природы и их законах

либо на таинственном острове на севере, либо на не менее таинственном южном континенте. И если вы

собираетесь сравнивать учения об оккультных силах природы в арийской и тибетской доктринах, то вы должны

предварительно исследовать все классификации этих сил, их законы и проявления, а так же подлинные

значения различных имен, приложимых к ним в арийской доктрине. Вот выборочная классификация

оккультных сил, содержащаяся в брахманической системе:

1) относящиеся к Парабрахману и существующие в МАКРОКОСМЕ;

2) относящиеся к человеку и существующие в МИКРОКОСМЕ;

3) для целей тарака-йоги, или пранава-йоги;

4) для целей санкхья-йоги (в которой они, собственно, являются неотъемлимыми признаками пракрити);

5) для целей хатха-йоги;

6) описанные в "Кула агаме";

7) описанные в "Шакта агаме";

8) описанные в "Шива агаме";

9) описанные в "Шричакре" ("Шричакра", о которой вы упоминаете в "Разоблаченной Изиде", не является

подлинной эзотерической "Шричакрой" древних адептов Арьяварты);*

10) описанные в "Атхарваведе"; и т. д.

Все подразделения этой классификации бесконечно умножались благодаря постижению новых комбинаций

первичных сил в различных пропорциях. Но теперь я должен оставить этот вопрос и перейти к рассмотрению

статьи в октябрьском номере "Теософиста", озаглавленной "Фрагменты оккультной Истины".

Я тщательно изучил ее и обнаружил, что достигнутые (в буддийской доктрине) результаты не сильно-то

отличаются от заключений нашей арийской философии, хотя наш способ выражения доказательств может и

отличается по своей форме. Я буду обсуждать здесь этот вопрос с моей собственной точки зрения, хотя и

следуя той легкости в сравнениях и тому удобству обсуждения последовательности классификации

семиричных сущностей, или принципов, составляющих человека, которые приняты в вашей статье. Вопросы,

которые вызвали обсуждение, таковы: 1) появляются ли бестелесные духи человеческих существ (как их

именуют спиритуалисты) в комнатах для сеансов или где-либо еще; и 2) вызваны ли происходящие проявления

частично или полностью их деятельностью.

Вряд ли можно удовлетворительно ответить на два этих вопроса, пока не будет точно определено значение,

которое несет в себе выражение "бестелесные духи человеческих существ". Слова спиритуализм и дух могут

привести к очень сильным заблуждениям. Пока английские писатели в целом, и спиритуалисты в частности, не

установят ясным образом то значение, которое они хотят придавать слову дух, не будет конца этой путанице и

неразберихе, а подлинная природа этих так называемых спиритуалистических феноменов и их modus occurendi

[способ действия] никогда не будет определен с ясностью. Христианские авторы обычно говорят только о двух

сущностях в человеке -- теле, и душе или духе (эти термины означают для них, по-видимому, одно и то же).

Европейские философы как правило говорят о теле и разуме, и доказывают, что душа или дух не могут быть

ничем иным, кроме как разумом. По их мнению, любая вера в линга шарира* нефилософична. Подобные

взгляды безусловно некорректны, и они основываются на недопустимых предположениях о возможностях

природы и на несовершенном понимании ее законов. Теперь я должен рассмотреть (с точки зрения

брахманической эзотерической доктрины) духовное строение человека, различные сущности, или принципы,

существующие в нем, и установить, может ли какая-нибудь из этих сущностей входящих в его строение,

появиться