Субба Роу

Арийско-Архатские эзотерические учения о семерично

это ограничение, кроме того, делает необходимым существование

другого божества, столь же могущественного, как и первое, по причине всего того зла,

которое существует в этом мире. Следовательно, тайная космогоническая доктрина

архатов признает лишь одно абсолютное, неразрушимое, вечное и несотворенное

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ (таков дословный перевод этого слова)

элемента (данное слово использовано из-за отсутствия лучшего термина), совершенно

независимого от чего бы то ни было во вселенной; чего-то всегда присутствующего или

вездесущего, некое Присутствие, которое всегда было, есть и будет, независимо от того,

есть ли Бог, боги, или нет; существует ли вселенная или нет; это нечто существует в

течение вечных циклов Маха юг, в периоды пралайи так же, как и в периоды манвантары:

и это ПРОСТРАНСТВО, поле деятельности вечных сил и естественных законов, базис (как

правильно называет его наш корреспондент), на котором построено вечное

взаимодействие акаша-пракрити, управляемое бессознательными регулирующими

пульсациями шакти -- дыхания или силы сознательного божества, как сказали бы теисты,

-- вечной энергии вечного бессознательного Закона, сказали бы буддисты. Тогда

пространство, или фан, барнанг (маха шуньята) или, как его называет Лао-цзы, "полнота"

-- это природа буддийского абсолюта. (См. "Восхваление Хаоса" Конфуция). И слово

джива никогда не сможет быть отнесено архатами к седьмому принципу, поскольку лишь

благодаря его связи, или его соприкосновению, с материей, фохат (активная энергия у

буддистов) может создать активную сознательную жизнь; и тогда на вопрос: "как может

бессознательное существование породить сознательное?", можно ответить: "Осознавало

ли себя то семя, которое было порождено Бэконом или Ньютоном?"

V

Нашим европейским читателям, обманутым фонетическим сходством, не следует полагать,

что название "брахман" идентично в этом отношении с Брахмой или Ишварой -- личным

Богом. Упанишады -- ведические тексты -- не упоминают такого Бога, и бесполезно искать

в них каких либо ссылок на сознательное божество. Брахман, или парабрахм, АБСОЛЮТ

ведантистов, является бесполым и бессознательным, и не имеет ничего общего с мужским

Брахмой индусской Троицы, или Тримурти. Некоторые ориенталисты правильно

полагают, что это имя произошло от глагола "брих", расти, или возрастать, и в этом

смысле является универсальной расширяющейся силой природы, животворящим и

духовным принципом, или силой, которая распространена по всей вселенной и в своей

целостности является единственно Абсолютным, единственной Жизнью и Реальностью.

"Теософист", январь 1882 г.

* Это подлинный титул нынешнего главы Эзотерического гималайского братства.

* См. "Комментарии", п. I.

* Разновидность демонов -- черти.

* То же самое сделали бы и христианские священники. Но они никогда не признались бы,

что их "падшие ангелы" были скопированы с индийских ракшасов, что их "Дьявол", по

сути, является незаконнорожденным сыном Девел -- сингалезского демона женского пола,

или что апокалипсическое "небесное воинство" -- основание христианской догмы о

"падших ангелах" -- было заимствовано из индийской истории о Шиве, который сбросил

таракасуров, восставших против Брахмы в Андхакаре -- обителе Тьмы, согласно

брахманическим "Шастрам".

* Не обязательно. -- См. "Комментарии", п. II. На основании только что полученных

редких манускриптов мы вскоре покажем, что на Яве и на соседних островах говорили на

санскрите с самых давних времен.

* Местность, о которой говорят тибетцы и по сей день, и которую они называют

"Шамбала", Счастливая земля. -- См. "Комментарии", п. III.

* Для того, чтобы полнее понять этот отрывок, читателю следует обратиться к

"Разоблаченной Изиде", том I, стр. 520-522.

* Совершенно верно. Но кому бы было позволено высказать "что-либо доподлинно

эзотерическое"?

* Так называемое астральное тело.

* Тибетская эзотерическая буддийская доктрина учит, что пракрити является космическим

веществом, из которого создаются все видимые формы, а акаша -- это то же самое

космическое вещество, но еще более неуловимое и невесомое, ее дух; таким оразом,

"пракрити" -- это тело, или субстанция, а акаша-шакти -- его душа, или энергия.

* Или, другими словами, "пракрити, свабхават, или акаша --