Субба Роу

Арийско-Архатские эзотерические учения о семерично

некоторую истину в их текстах. От Лао-цзы и до

Сюаньцзана их литература наполнена аллюзиями и упоминанием об этом острове и о

мудрости гималайских адептов. В книге "Некоторые буддийские сочинения, полученные

от китайцев" преподобного Самюэля Била есть глава "О буддийской школе Тяньтай" (стр.

244-258), которую следовало бы прочитать нашим оппонентам. Переводя правила этой

наиболее прославленной и священной школы и секты в Китае, основанной Чинчхаем,

называемым Чжии (мудрым), в 575 году нашей эры, и достигнув фразы, которая гласит:

"То, что относится к единому одеянию [без швов], которое носили ВЕЛИКИЕ

НАСТАВНИКИ СНЕЖНЫХ ГОР (школы Аймаватов)" (стр. 256), переводчик-европеец

ставит после последних вопросительный знак, поскольку ничего другого ему не остается.

Но не следует искать статистику школы "Аймаватов", или нашего Гималайского братства, в

книгах всеобщей переписи населения в Индии. Далее м-р Бил переводит устав,

предписанный "великим учителям высшего порядка, живущим в глухих горах в удалении

от людей", араньякам, или отшельникам.

Теперь о том, что касается традиций, связанных с этим островом, не говоря уж об (их

собственных) исторических свидетельствах о нем, сохранившихся в священных книгах

Тибета и Китая: эта легенда жива по сей день в тибетском народе. Прекрасный остров

является ничем иным, как страной, в которой то, что расцвело однажды, остается

вечноцветущим, и это место хорошо известно некоторым "великим наставникам снежных

гор", как бы не сотрясалась и не изменялась его топография ужасными катастрофами.

Согласно поверию, каждый седьмой год эти наставники собираются на совет в Шамбале,

"счастливой стране". Согласно общепринятым представлениям, она располагается в

северо-западной части Тибета. Некоторые помещают ее в неизведанных центральных

областях, недостижимых даже для бесстрашных кочевых племен; другие ограничивают ее

горной цепью Гангдишри и северной окраиной пустынь Южной и Северной Гоби, и более

населенными областями Хундуза и Кашмира, Гяфелинга (Британской Индии) и Западного

и Восточного Китая, что предоставляет пытливому уму удивительную свободу в деле

размещения ее внутри этого региона. Другие же помещают ее между горами Намур-нор и

Кунь-лунь, -- но все они твердо верят в Шамбалу и говорят о ней как о изобильной,

сказочной стране, когда-то бывшей островом, а ныне являющейся оазисом несравненной

красоты, местом встречи наследников эзотерической мудрости богоподобных обитателей

легендарного острова.*

Разве не полезно в связи с архаической легендой об Азиатском море и Атлантическом

континенте отметить один факт, известный каждому современному геологу, -- что склоны

Гималаев содержат геологическое доказательство того, что эти ныне величественные пики

некогда были частью океанического дна?

IV

Мы уже отмечали, что, по нашему мнению, все различие между буддийской и

ведантистской философиями состоит в том, что первая была видом рационалистического

ведантизма, в то время как последнюю можно рассматривать как трансцендентальный

буддизм. Если арийский эзотеризм применяет термин дживатма в отношении седьмого

принципа, чистого и per se [самого по себе] бессознательного духа, -- это потому, что

веданта постулирует три вида существования: 1) парамартхика (истинное и единственно

реальное), 2) вьявахарика (практическое), и 3) пратибхашика (видимая, или иллюзорная,

жизнь), -- и считает лишь первую жизнь, или дживу, единственной реально

существующей. Брахма, или САМОСУЩНОСТЬ, является лишь ее представителем во

вселенной, так как это универсальная жизнь в целом, в то время как две другие -- это

только ее "феноменальные проявления" и иллюзии, внушаемые нам нашими слепыми

чувствами. С другой стороны, буддисты отрицают как субъективную, так и объективную

реальность даже для этого личностного существования. Будда утверждает, что нет

никакого Творца и никакого АБСОЛЮТНОГО Существа. Буддийский рационализм всегда

очень ясно понимал непреодолимую трудность признания одного абсолютного сознания,

или, говоря словами Флинта, того, что "везде, где есть сознание, есть отношение, где есть

отношение, есть место для дуализма". ЕДИНСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ -- это либо "МУКТА"

(абсолютная и необусловленная), и не может иметь отношения к чему-либо или к кому-

либо; или это "БАДДХА" (связанная и обусловленная), и тогда ее нельзя назвать

АБСОЛЮТНОЙ;