Патриция Гарфилд

Сновидения

обыденной жизни, что в свою очередь повлечет за собой появление новых ощущений и эмоций, и, может быть, новых сновидений. Таким образом цикл повторяется по возрастающей спирали. Процесс формирования нового сознания из образов называется психосинтезом. Ударение сделано на рассматривании образов снов как части сознания, а не на простом разбивании снов на части для последующего анализа (как в психоанализе). В качестве примера, я приведу использование психосинтеза при рассмотрении следующих удивительных сновидений: Я с группой психологов-профессионалов нахожусь на конференции. Я сижу на полу или скамье рядом с моим мужем, касаясь его. Мой муж становится своим братом, пока я смотрю в зеркало. Мои волосы длинны и волнисты, на мне длинная юбка. Я пытаюсь изменить свою прическу, я поднимаю волосы вверх и решаю, что так, пожалуй, будет хорошо. Я опускаю прядь по щеке и решаю, что так даже еще лучше. Я удивлена, когда осознаю, что все перемещения волос происходят по моему желанию без участия рук и я получаю от этого наслаждение. Я позволяю своим волосам становиться еще длиннее.

На конференции идет дискуссия по различным аспектам сновидений. Несколько человек говорят о символизме, заключенном в образах падения листьев с деревьев. Теперь я и мой муж сидим на стульях в первом ряду. Все едят, а я встаю и говорю: Мы уже говорили о листьях, я бы хотела обсудить ветки. Я продолжаю дальше и излагаю свои воспоминания о несколько снах, в которых был образ роста. Это была женская голова, из которой росли ветки, почти как рога. Эти ветки состояли из многих и многих отростков, так что на концах ветки становились толстыми и густыми. Я продолжаю описывать свой сон дальше и, чувствуя волнение, заканчиваю выступление какой-то напыщенной фразой. Все длится буквально несколько секунд. Мой муж целует меня в щеку и говорит: Ты это сделала действительно хорошо. Председательствующий, к которому я обращалась со своим сообщением встает и идет взять еще еды. Никто никак не реагирует на мои слова. Я чувствую, что начинаю расстраиваться, и, одновременно, оживляюсь от того, что сумела выразить свои мысли. Когда приносят еду, я не получаю того пирожного, которого хотела, но мы, вместе с какой-то блондинкой стали выбирать и есть приглянувшиеся нам куски от одного апельсинового пирожного. Это сновидение выражает частично расстройство, ощущаемое мной перед представлением моей первой профессиональной работы по сновидениям: никто иной, как мой муж, принял самое деятельное участие в ее обсуждении. Хотя сновидение очень символично, я обращусь к уникальному образу сновидения женщина с ветвями, растущими из ее головы. Что это было? Я даже не припоминала, чтобы подобные сны снились раньше. Может быть я забыла? Обращаюсь к массивным томам записей, листаю их в поиске женщины с ветвями. Наброски необычных образов, которые я делаю в левой колонке весьма полезны при подобных затруднениях. За два года до ветвистой женщины я обнаружила подобную странную особу. В мае 1971 года мне приснилось, что я ощутила в себе огромную силу: я обнаружила, что могу заставлять ползущие ветви голубоватого, слегка устрашающего меня растения приближаться ко мне внутренним усилием воли. Потом я могла сказать: Вверх! или Вниз! и они повиновались мне. Я могла сделать то же самое со своими волосами (похоже на женщину с ветвями), а потом со всем моим телом — я могла заставить перемещаться его вверх или вниз в воздухе. Я демонстрировала все это мужу, который был поражен увиденным. Открывшиеся способности воодушевили меня, но я также испытывала страх, что моя власть может выйти из под контроля рассудка.

Хотя образ меня самой с волосами поставленными дыбом (мною же) и женщины с ветвям, подобным рогам — не совсем идентичны, — их сходство вело к пониманию, что волосы в моих снах символизируют рост. Мое отражение в зеркале и причесывание волос ветвистой женщины символизировали поиск свободы и стремление к росту. Теперь рост встречается без всякого страха. Я обнаружила среди записей и другие сны с ветвями-рогами. В одном из них главный женский персонаж имел два маленьких крученных рога, — в этом сне рога были незначительной деталью. Я просмотрела более поздний сон, в котором девочка скрепляла чашку, из которой росло множество ветвей с листьями. Это также был один из эпизодов сна, сосредоточенного на совсем других проблемах. В сне о ветвистой женщине этот образ стал центральным. Я не могла и дальше игнорировать его. Прослеживая развитие этого образа в снах последних двух лет, я пришла к новому пониманию моего творческого