Лев Толстой

Исповедь

Пелагеи Ильиничны Юшковой (1801-1875); братьев Дмитрия и Николая; зятя Валериана Петровича Толстого (1813-1865); сыновей - Петра (1872-1873) и Николая (1874-1875).

Давно уже рассказана восточная басня... - Притча о путнике входит в состав санскритского сборника повестей, басен и назидательных сентенций, известного под названием Панчатантры (Пятикнижия), относящегося предположительно к периоду между II в. до н.э. и VI в. В VI в. сборник был переведён на сирийский, позднее - на арабский язык. Арабский перевод послужил источником для распространения притчи с Востока на Запад (см.: Буслаев Ф.И. Перехожие повести // Мои досуги. М., 1886. Т.2). Под заглавием Притча святого Варлаама о временном сем веце она была помещена в Прологе - под 19 ноября. Эта притча была широко известна и в стихотворном переложении В.А.Жуковского (Две повести. Подарок на Новый год издателю Москвитянина, 1844).

И я пытаюсь сосать тот мёд... - На сцеплении реального ощущения зла и бессмыслицы жизни и условно-символического уподобления её физиологической потребности в сладости покоится художественное решение предсмертного внутреннего монолога Анны Карениной. Один из ведущих мотивов её монолога: Всё неправда, всё ложь, всё обман, всё зло (ПСС. Т.19. С.347). Второй - Всем нам хочется сладкого, вкусного (Там же. С.340). Соблазн сладости»

осознаётся как символ всеобщего смысла жизни, ведущей к человеческому разъединению.

Ужас тьмы... - здесь: ужас смерти.

Метафизика - (греч., буквально - после физики) - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

...человечество идёт к высшему благу... в чём состоят идеалы человечества... - В Опытах Монтеня, с которыми Толстой, познакомившись в 1860 г., не расставался до конца жизни, отмечалось, например (с прямой отсылкой на труд Цицерона О высшем благе и высшем зле): Философы ни о чём не спорят так страстно и так ожесточённо, как по поводу того, в чём состоит высшее благо человека; по подсчётам Варрона существовало двести восемьдесят восемь школ, занимавшихся этим вопросом ... Одни говорят, что наше высшее благо состоит в добродетели; другие - что в наслаждении, третьи - в следовании природе; кто находит его в науке, кто - в отсутствии страданий, а кто в том, чтобы не поддаваться видимостям... (Монтень М. Опыты. М., 1979.

Кн.2. С.510). Самим Толстым высшее благо мыслилось как единение людей.

...это таинственное человечество... - Ещё в 1865 г. в наброске О религии»

Толстой писал: Человечество есть одно из тех понятий, которые мы можем себе только выразить, но владеть которым мы не можем: человечество есть ничто, и потому-то, как скоро в наших мысленных формулах мы введём понятие человечества, мы точно так же, как в математике, введя бесконечно малое и великое, получаем произвольные и ложные выводы (ПСС. Т.7. С.126).

Специальное внимание этой проблеме Толстой уделяет в трактате Царство Божие внутри вас: Есть государство, народ, есть отвлечённое понятие: человек, но человечества, как реального понятия, нет и не может быть ... Где предел человечества? Где оно кончается или начинается? Кончается ли человечество дикарём, идиотом, алкоголиком, сумасшедшим включительно ... Любовь к человечеству, логически вытекая из любви к личности, не имеет смысла, потому что человечество - фикция (ПСС. Т.28. С.83, 296). Ср. близкие к этому суждению высказывания А.И.Герцена в главе Роберт Оуэн шестой главы Былого и дум: Слово человечество препротивное: оно не выражает ничего определённого ... Какое единство разумеется под словом человечество?

Разве то, которое мы понимаем под всяким суммовым названием, вроде икры и т.п. (Герцен А.И. Собр. Соч. М., 1957. Т.11. С.251; см. также: М., 1955.

Т.6. С.84) и Ф.М.Достоевского в Записной тетради 1872-1875 гг.: Кто слишком любит человечество вообще, тот, большею частию, мало способен любить человека в частности (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1980.

Т.21. С.264).

...в истинной философии, не в той, которую Шопенгауэр называл профессорской философией... - А.Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ-идеалист. Имеется в виду его суждение в предисловии ко второму изданию книги Мир как воля и представление (1844) (см.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Пер. А.А.Фета. СПб., [Б. д.] Изд. 4-е.

С.XXV-XXVIII). Касаясь сходных проблем в письме к Н.Н.Страхову 30 ноября 1875 г., Толстой подчёркивал: Самые предметы, которыми занимается философия, - жизнь, душа, воля, разум, не подлежат рассечению, устранению известных сторон ... При философском изложении невозможно переопределять