Владимир Вестник

Ответы Холину

бы человек ни пожелал, останется при своих естественных свойствах.

Душа материальна и ее жизнедеятельность обусловлена конкретными реальными свойствами, сформировавшимися в ходе всей ее предыдущей эволюции.

Душа – информационная самообучающаяся система. Универсальное реальное свойство души, в какой бы части Вселенной она ни находилась – воспитываться через чувства. Душа закрепляет привычки, обычно приводящие к приятным последствиям и освобождается от привычек, влекущих дискомфорт.

Этот принцип самоообучения через чувства универсален. В любой части Вселенной, на любом уровне эволюционного развития – доразумном, разумном – душа воспитывается через чувства, испытываемые в результате соприкосновения с окружающим миром. Это естественное реальное свойство души. Надо ориентироваться на него, а не на благие пожелания фантазеров и мечтателей.

Человек – не исключение. Его душа ориентируется на приятное и отворачивается от неприятного. Иногда даже вопреки своему разуму.

Свойство души воспитываться через чувства косвенно проявляется в таком явлении, как возникновение наркотической зависимости. Каким бы умным не был человек, если он рискнул связаться с наркотиками, они становятся его властелином. Полученная патологическим путем кратковременная радость оказывается важнее доводов разума. Наркоман идет на любые обманы и преступления. Такова значимость чувственных мотивов для души.

Но ведь и сама жизнь обычно показывает, что непротивление злу и неосуждение – заблуждения. Никому не надо доказывать, что правопорядок напрямую зависит от качества и интенсивности работы правоохранительных органов. Такой зависимости не было бы, если бы осуждение и наказание за проступки были бы ошибочными действиями.

По радио пару лет назад я слышал рассказ о следующем примере. То ли в Вашингтоне, то ли в Нью-Йорке решили на практике проверить идею о взаимосвязи между малыми и крупными правонарушениями. Обычно внимание органов правопорядка сконцентрировано на борьбе с серьезными правонарушениями. Соответственно, на мелкие не хватало сил.

В качестве эксперимента решили все-таки бороться и с мелкими правонарушениями. Через какое-то время после нововведения (точно не помню какое. Возможно, через год), полицейские с удивлением обнаружили заметное снижение числа крупных преступлений. В других местах в это время подобной тенденции не наблюдалось. Но ведь это означает, что некоторые из тех, кто имеет криминальные наклонности, отказались от своих преступных планов. Люди, получившие отпор проявлению своего негатива, поняли, что игнорирование интересов окружающих не всегда комфортно. Так жизнь еще раз подтвердила, что злу надо воздавать должное на любом уровне и при любых его масштабах и проявлениях.

Примеров столь же массового характера, которые свидетельствовали бы об обратном, я не слышал.

Любая крайность патологична.

Нельзя воспитывать только злом. Человек будет движим злом, как единственной логикой бытия. Либо станет чересчур забитым, боящимся проявить свои творческие и созидательные задатки.

Нельзя воспитывать только добром. Безнаказанность зла неизбежно влечет его безудержный рост. Жизнь постоянно и везде это доказывает.

Надо воспитывать адекватным воздаянием: добром за добро и злом за зло. Только таким образом душа вразумляется о добре и зле. Если вы признаете, что карма – реальность, то признайте и то, что Бог воздает адекватно: добром за добро и злом за зло. Разве Бог – средоточие Высшего Разума – стал бы использовать то, что неоптимально и неоправданно?

Уверяю вас, превзойти Бога в выборе средств воспитания никому не дано. Признавая божественность кармы, нелогично отвергать оправданность адекватного воздаяния. Одно из двух.

Систематическое воздаяние неадекватного, например, добром за зло – эффективный способ быстро воспитать преступника.

Можно, постаравшись, найти какие-либо исключительные случаи. Но на то они и исключения, чтобы своей редкостью лишь подтверждать правило. Общая закономерность рассматривается применительно к большинству случаев, то есть к основной реальности.

Только по-настоящему нравственный человек способен вразумиться простым объяснением. Но ведь он, если и творит зло, то обычно по неведению?

Каждый случай индивидуален. Значит и воздаяние в каждом случае должно быть самым разным и зависеть от эволюционного уровня человека, от массы сопутствующих обстоятельств.

Человек, закрытый для вразумления через слова, поймет лишь адекватное воздаяние дискомфортом, необязательно физическим