Карлос Кастанеда

Безмолвное знание

два главных вида деятельности: искусство сновидения и искусство сталкинга.

Ещё одним важным моментом магии, который он наконец разъяснил мне, была точка сборки. Он сказал, что когда маги видят человеческое существо в виде светящейся сферы, они также видят и эпицентр магии: точку размером с теннисный мяч, более яркую, чем вся остальная светящаяся сфера. Дон Хуан называл это точкой сборки и говорил, что именно там, в этой точке, собирается восприятие.

- Искусство сновидения, - однажды сказал он мне, - состоит в целенаправленном смещении точки сборки из её обычного положения. Искусство сталкинга состоит в том, чтобы усилием воли закрепить точку сборки в её новом положении, в которое она была перемещена.

Согласно объяснению, данному доном Хуаном, два эти искусства лежат в философских рамках пути воина, или пути мага: набора предпосылок, которыми маг руководствуется в своей жизни в мире. Следовать предпосылкам, предписанным воину, было для дона Хуана и его соратников высшим достижением магии. Дон Хуан считал, что, только строго придерживаясь пути воина, маг может приобрести энергию и решимость для путешествия в неизвестном.

Дон Хуан постоянно и особо отмечал ценность прагматичного отношения со стороны занимающегося магией к сновидению и сталкингу. Прагматическое отношение он определял как способность поглощать любые случайности, которые могли встретиться на пути воина. Он сам, по моему мнению, был живым примером такого отношения. Любая неуверенность и всякие обязательства рассеивались от одного его присутствия.

Он указывал, что для того, чтобы достичь такого желаемого прагматичного отношения, практикующий должен иметь в высшей степени гибкое, подвижное, сильное тело. Он говорил, что физическое тело - это единственное, что действительно многое значит для магов, а такой вещи, как дуализм между телом и умом, не существует. Маги считают, что физическое тело включает в себя и тело, и ум. Он говорил, что для того, чтобы уравновесить физическое тело как единое целое, маги учитывают ещё одну форму энергии: энергетическое тело. также известное как другой, или двойник, или дубль, или тело сновидения.

Дон Хуан описывал искусство сновидения как возможность использовать обычные сны в качестве удобного входа для сознания человека в другие области восприятия. Он говорил, что обычные сны могут быть использованы как люк для входа в другие области энергии, отличающиеся от энергии повседневной жизни, но в то же время необыкновенно похожие на неё в своей основе. Он говорил, что результатом такого вхождения является восприятие настоящих, реальных миров, где можно жить или умереть, точно так же как и в том мире, где мы живём, но те миры поразительно отличаются от нашего и одновременно удивительно похожи на него. Я неоднократно просил дать более понятное, линейное объяснение столь странным противоречиям, но дон Хуан Матус продолжал стоять на своём: он говорил, что ответы на эти вопросы можно найти в практике, а не в интеллектуальных поисках. О такой возможности можно поболтать, но это ни к чему не приведёт: нужно будет использовать язык, синтаксис (выразительные средства), а это ограничивает возможности выражения. Синтаксис любого языка зависит только от тех возможностей восприятия, которые имеются в том мире, где мы живем. Дон Хуан делал значительное различие между двумя испанскими глаголами: soar - спать; ensoar - спать сном мага. В английском языке нет слов для обозначения этих разных состояний: обычного сна, sueo. и более сложного состояния, которое маги называют ensueo. Дон Хуан также описывал сновидение как состояние глубокой медитации в котором смещение восприятия играет ключевую роль.

Дон Хуан объяснил, что искусство сновидения возникло благодаря случайному наблюдению, сделанному магами древней Мексики, когда они видели спящих людей. Они заметили, что во время сна точка сборки очень естественно и легко смещается из своего обычного положения и начинает двигаться по периферии светящейся сферы, или внутри неё. Соотнося увиденное с рассказами людей, находившихся в состоянии сна, они поняли, что чем больше смещение точки сборки, тем удивительней рассказы о приснившихся вещах и событиях.

Древние маги жаждали возможности сместить свои точки сборки и для этого начали использовать растения с психотропными свойствами. Скоро они обнаружили, что смещение точки сборки, достигаемое с помощью психотропных веществ является неустойчивым, вынужденным и не поддается контролю. Дон Хуан рассказывал, что в середине этих неудачных