Андрэ ван Лисбет

Пранаяма. Путь к тайнам йоги

всю его важность. Как я пришел к отрицанию теории, отождествляющей нади с нервами? Доктор М. В. Апте из Научного Института Лонав-лы в своей книге Нади в Йоге пишет:

На тему нади написано огромное количество книг, но, прочитав их все, вы еще больше запутаетесь. Некоторые утверждают, что нади - это нервы, другие категорично это отрицают. Даже в одном и тем же трактате можно найти противоречивые утверждения.

Далее, доктор Апте более однозначен:

Любая попытка дать четкое анатомическое определение нади или чакрам будет однозначно безуспешной.

Лама Анагарика Говинда, который является для меня авторитетом, в своей работе Les fondements de la mystique tibetaine говорит: Нельзя отождествлять нади и нервы...

Неправильные переводы привели к такому заблуждению. Нади -это не вены, не артерии и не нервы. Возникает вопрос: а что же это? Вы скажете: не лучше ли оставить эту тему для академических дискуссий, тем более, что сами санскритские авторы не могут прийти к единому мнению.

Как раз наоборот. Лично я уверен, что термин нади можно понять только на практике.

Йога-это комплексная наука. Она изучает взаимосвязь физиологических и психологических аспектов в человеческом теле, а не его анатомические подробности. И в основе ее лежит метод интроспекции (самонаблюдения). Такой подход не может дать четких и однозначных определений.

Но мы уже отмечали, что понятие праны гораздо легче понять, если провести аналогию с электрической энергией. Мы рассмотрели все явления, связанные с ней: отрицательные ионы, электрические и магнитные поля и т.д. Если представить, что весь наш организм пронизан этими энергиями, то нади как раз и будут теми проводниками, по которым течет прана.

Некоторые западные ученые предполагали о существовании биоэнергии, называемой йогами праной, и делали попытки измерить ее. Наиболее известны на эту тему работы Вильгельма Рейха, который писал: Сублимация биоэнергии не может быть ограничена только нервной системой. Скорее она распространяется по всем мембранам организма.

Каждая клетка живого организма содержит оргон [биоэнергия] и продолжает заряжаться им из воздуха в процессе дыхания. Если красные тельца крови увеличить в 2 000 раз, они будут иметь голубоватый оттенок, придаваемый оргоном. Хлорофилл растений содержит определенное количество оргона, который они получают из воздуха и под влиянием солнечных лучей. Замените оргон на прану - и с этим текстом согласится любой йогин.

В предисловии к переводу книги Химе Thirteen Upanishads доктор Джордж С. Д. Хасс пишет:

Очевидно, что авторы Упанишад употребляли термин нади, но все последующие книги о йоге очень поверхностно затрагивали этот вопрос, давая таким образом волю воображению своих читателей. В Упанишадах нади - это каналы, по которым циркулирует жизненная энергия. Эти каналы имеют различную структуру и проходят через тонкое и плотное тела.

В самих Упанишадах, в частности в Чхандогье и Брихадараньяке, о нади говорится следующее: Тонкое тело состоит из 17 частей и воплощается Именно в нади.

Западная анатомия - объективная наука. Она изучает реальные, видимые явления. Она делает вскрытия и классифицирует. Йогическая анатомия, повторяем, не занимается трупами. Это субъективная наука, основанная на самонаблюдении за всем, происходящим в организме.

Благодаря концентрации сознания на внутренних психофизиологических процессах, йогины чувствуют прану и способны осознанно управлять ею. Они ощущают, как она трансформируется, циркулирует и накапливается.

Не стоит забывать и про этимологию нади. Этот термин означает канал, проводник, трубка. В .Гхеранда-Самхите нади - это каналы, которые переносят энергию из воздуха в организм. Мы знаем множество жизненных процессов, в которых участвуют артерии, веньш нервы одновременно, но нельзя отождествлять нади с этими структурами.

24. Основные Нади

Иогическая физиология, основанная на интроспективе и. следовательно, на субъективных оценках процессов, происходящих в человеческом теле, зачастую критикуется западной медициной и психоаналитикой. Основной тезис критических выпадов состоит в субъективизме получаемых результатов и излишней метафизичности всей теории.

Я не спорю, на то есть веские основания, но относительно пранаямы можно сказать, что эта методика вполне рабочая и к тему же не имеет себе равных. Она прошла проверку временем и именно с ее помощью древние йогины осознали и исследовали невидимые потоки праны в своем теле.

Вся Иогическая физиология базируется